Высшая математика – просто и доступно! Если сайт упал, используйте ЗЕРКАЛО: mathprofi.net Наш форум, библиотека и блог: mathprofi.com | |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
Действия с матрицамиДанное методическое пособие поможет Вам научиться выполнять действия с матрицами: сложение (вычитание) матриц, транспонирование матрицы, умножение матриц, нахождение обратной матрицы. Весь материал изложен в простой и доступной форме, приведены соответствующие примеры, таким образом, даже неподготовленный человек сможет научиться выполнять действия с матрицами. Для самоконтроля и самопроверки Вы можете бесплатно скачать матричный калькулятор >>>. Я буду стараться минимизировать теоретические выкладки, кое-где возможны объяснения «на пальцах» и использование ненаучных терминов. Любители основательной теории, пожалуйста, не занимайтесь критикой, наша задача – научиться выполнять действия с матрицами. Для СВЕРХБЫСТРОЙ подготовки по теме (у кого «горит») есть интенсивный pdf-курс Матрица, определитель и зачёт! Начнем. Матрица – это прямоугольная таблица каких-либо элементов. В качестве элементов мы будем рассматривать числа, то есть числовые матрицы. ЭЛЕМЕНТ – это термин. Термин желательно запомнить, он будет часто встречаться, не случайно я использовал для его выделения жирный шрифт. Обозначение: матрицы обычно обозначают прописными латинскими буквами Пример: рассмотрим матрицу «два на три»: Данная матрица состоит из шести элементов: Также договоримся не переставлять числа, если иного не сказано в объяснениях. У каждого числа свое местоположение, и перетасовывать их нельзя! Рассматриваемая матрица имеет две строки: СТАНДАРТ: когда говорят о размерах матрицы, то сначала указывают количество строк, а только потом – количество столбцов. Мы только что разобрали по косточкам матрицу «два на три». Если количество строк и столбцов матрицы совпадает, то матрицу называют квадратной, например: – матрица «три на три». Если в матрице один столбец или одна строка , то такие матрицы также называют векторами. На самом деле понятие матрицы мы знаем еще со школы, рассмотрим, например точку с координатами «икс» и «игрек»: . По существу, координаты точки записаны в матрицу «один на два». Кстати, вот Вам и пример, почему порядок чисел имеет значение: и – это две совершенно разные точки плоскости. Теперь переходим непосредственно к изучению действий с матрицами: 1) Действие первое. Вынесение минуса из матрицы (внесение минуса в матрицу). Вернемся к нашей матрице . Как вы наверняка заметили, в данной матрице слишком много отрицательных чисел. Это очень неудобно с точки зрения выполнения различных действий с матрицей, неудобно писать столько минусов, да и просто в оформлении некрасиво выглядит. Вынесем минус за пределы матрицы, сменив у КАЖДОГО элемента матрицы знак: Обратный пример: . Выглядит безобразно. Внесем минус в матрицу, сменив у КАЖДОГО элемента матрицы знак: Ну вот, гораздо симпатичнее получилось. И, самое главное, выполнять какие-либо действия с матрицей будет ПРОЩЕ. Потому что есть такая математическая народная примета: чем больше минусов – тем больше путаницы и ошибок. 2) Действие второе. Умножение матрицы на число. Пример: Всё просто, для того чтобы умножить матрицу на число, нужно каждый элемент матрицы умножить на данное число. В данном случае – на тройку. Еще один полезный пример: – умножение матрицы на дробь Сначала рассмотрим то, чего делать НЕ НАДО: И, тем более, НЕ НАДО делить каждый элемент матрицы на минус семь: Из статьи Математика для чайников или с чего начать, мы помним, что десятичных дробей с запятой в высшей математике стараются всячески избегать. Единственное, что желательно сделать в этом примере – это внести минус в матрицу: А вот если бы ВСЕ элементы матрицы делились на 7 без остатка, то тогда можно (и нужно!) было бы поделить. Пример: В этом случае можно и НУЖНО умножить все элементы матрицы на , так как все числа матрицы делятся на 2 без остатка. Примечание: в теории высшей математики школьного понятия «деление» нет. Вместо фразы «это поделить на это» всегда можно сказать «это умножить на дробь». То есть, деление – это частный случай умножения. 3) Действие третье. Транспонирование матрицы. Для того чтобы транспонировать матрицу, нужно ее строки записать в столбцы транспонированной матрицы. Пример: Транспонировать матрицу Строка здесь всего одна и, согласно правилу, её нужно записать в столбец: – транспонированная матрица. Транспонированная матрица обычно обозначается надстрочным индексом или штрихом справа вверху. Пошаговый пример: Транспонировать матрицу Сначала переписываем первую строку в первый столбец: Потом переписываем вторую строку во второй столбец: И, наконец, переписываем третью строку в третий столбец: Готово. Образно говоря, транспонировать – это значит взять матрицу за правый верхний угол и аккуратно повернуть её «на себя» по диагонали, «стряхивая» числа в столбцы транспонированной матрицы. Такая вот у меня ассоциация. 4) Действие четвертое. Сумма (разность) матриц. Сумма матриц действие несложное. Например, если дана матрица «два на два», то ее можно складывать только с матрицей «два на два» и никакой другой! Пример: Сложить матрицы и Для того чтобы сложить матрицы, необходимо сложить их соответствующие элементы: Для разности матриц правило аналогичное, необходимо найти разность соответствующих элементов. Пример: Найти разность матриц , А как решить данный пример проще, чтобы не запутаться? Целесообразно избавиться от лишних минусов, для этого внесем минус в матрицу :
Примечание: в теории высшей математики школьного понятия «вычитание» нет. Вместо фразы «из этого вычесть это» всегда можно сказать «к этому прибавить отрицательное число». То есть, вычитание – это частный случай сложения. 5) Действие пятое. Умножение матриц. Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Скажу сразу, правило умножения матриц выглядит очень странно, и объяснить его не так-то просто, но я все-таки постараюсь это сделать, используя конкретные примеры. Какие матрицы можно умножать? Чтобы матрицу можно было умножить на матрицу нужно, чтобы число столбцов матрицы равнялось числу строк матрицы . Пример:
, значит, умножать данные матрицы можно. А вот если матрицы переставить местами, то, в данном случае, умножение уже невозможно!
, следовательно, выполнить умножение невозможно:
Не так уж редко встречаются задания с подвохом, когда студенту предлагается умножить матрицы, умножение которых заведомо невозможно. Следует отметить, что в ряде случаев можно умножать матрицы и так, и так. Как умножить матрицы? Умножение матриц лучше объяснить на конкретных примерах, так как строгое определение введет в замешательство (или помешательство) большинство читателей. Начнем с самого простого: Пример: Умножить матрицу на матрицу – попытайтесь сразу уловить закономерность.
Пример сложнее: Умножить матрицу на матрицу Формула: В результате получена так называемая нулевая матрица. Попробуйте самостоятельно выполнить умножение (правильный ответ ). Обратите внимание, что ! Это почти всегда так! Таким образом, при умножении переставлять матрицы нельзя! Если в задании предложено умножить матрицу на матрицу , то и умножать нужно именно в таком порядке. Ни в коем случае не наоборот. Переходим к матрицам третьего порядка: Умножить матрицу на матрицу Формула очень похожа на предыдущие формулы: А теперь попробуйте самостоятельно разобраться в умножении следующих матриц: Умножьте матрицу на матрицу Вот готовое решение, но постарайтесь сначала в него не заглядывать! 6) Действие шестое. Нахождение обратной матрицы. Данная тема достаточно обширна, и я вынес этот пункт на отдельную страницу. А пока спектакль закончен. После освоения начального уровня рекомендую отработать действия с матрицами на уроке Свойства операций над матрицами. Матричные выражения. Желаю успехов! Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам, cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5 |
© Copyright Александр Емелин, mathprofi.ru, 2010-2024, сделано в Блокноте |