![]() ![]() ![]()
| |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
![]()
Математическая статистика. НачалоЕсть правда, есть большая правда, а есть статистика на mathprofi.ru! На протяжении многих лет я всё думал, когда же доберусь до этой темы, и вот, наконец-то свершилось! …как и во многих делах, самое трудное – первый шаг, но я таки открыл вёрдовский файл (решался и обдумывал 2 недели) и с радостью и даже какой-то торжественностью написал первый абзац. И сразу второй. Что нужно для изучения математической статистики? Ничего особенного. Нужно уметь складывать, умножать, делить, извлекать корни и Из инструментальных средств потребуется Эксель (не умеете – научим!), проверьте, есть ли он у вас, и калькулятор, лучше оффлайн калькулятор с кнопочками, ибо на зачёте или экзамене гаджетами, как правило, пользоваться нельзя. Из литературы рекомендую те же две книги: задачник и учебное пособие В.Е. Гмурмана под названием Теория вероятностей и математическая статистика. Для желающих освоить предметы в максимально короткие сроки, есть pdf-курсы, созданные по материалам сайта. Не будем терять времени и здесь – начинаем. Математическая статистика следует «вторым эшелоном» за теорией вероятностей, и это не случайность, а логическое продолжение. Отличие состоит в том, что тервер даёт теоретическую оценку случайным событиям, а статистика работает с практическими, или как говорят, эмпирическими данными, которые берутся непосредственно «из жизни». Поэтому для изучения темы желательно (но не критично обязательно) знать азы теории вероятности, в частности, случайные величины – многие понятия и формулы будут очень и очень схожи. Что такое математическая статистика? Её часто называют то наукой, то разделом математики. И это правда :) Математическая статистика, буду краток, изучает методы сбора и обработки статистической информации для получения научных и практических выводов. Статистическая – это та, которую можно выразить числами. Эта информация появляется в результате исследования массовых (обычно) явлений, которые носят случайный характер. Причём, информация может носить как количественный характер (например, размеры чего-либо), так и качественную природу – «оцифровать» можно, да хоть пятьдесят оттенков серого. Немедленный пример. Что главное орудие физика? Секундомер: Пример 1 Студент Константин выполняет лабораторную работу по определению коэффициента вязкости жидкости методом Стокса. …тихо-тихо, тут будет всего несколько чисел :) Экспериментальная часть этой работы состоит в том, что в высокий цилиндрический сосуд с жидкостью сбрасывается достаточно маленький и тяжёлый шарик, после чего замеряется время его погружения. Время погружения шарика зависит от множества случайных факторов: прямоты рук экспериментатора, погрешности измерения времени, хаотичного движения молекул жидкости и т.д., вплоть до влияния Луны. Поэтому эксперимент целесообразно провести 5-10 раз (как оно обычно и требуется). Предположим, что в результате 5 опытов получены следующие результаты (в секундах): Что произошло? Студент Костя собрал первичные (ещё не обработанные) статистические данные. Они эмпирические (взяты непосредственно из опыта), носят случайный характер (см. выше). И массовый. Ну а как нет? Все однокурсники только и занимаются тем, что бросают в сосуды шарики, да и мало ли на планете похожих шариков, которые тонут в похожей жидкости. Ну а мы потихоньку погружаемся в терминологию: - полученные экспериментальные значения называются вариантами, а их совокупность – вариационным рядом. Почему так? Потому что полученные значения варьируются под воздействием случайных факторов. Справка: вариАнта (существительное женского рода) – в статистике означает отдельно взятое эмпирическое значение. Далее. Далее Константин должен обработать полученные данные. Во-первых, посмотреть, а нет ли среди полученных значений варианты, которая сильно отличается от всех остальных? Наличие такого значения сигнализирует о том, что соответствующий опыт проведён неудачно и его следует исключить из рассмотрения. Нет, все значения достаточно близкИ друг к другу, и теперь напрашивается вычислить среднюю величину – разделить сумму значений на их Это значение называют простой средней или, как многие знают, средним арифметическим. Его стандартно обозначают с чёрточкой наверху. Справка на всякий случай: математический значок Если грызут сомнения на счёт точности, то лучше не полениться и провести 10 опытов, что, кстати, удобнее в плане вычислений (на 10 делить проще). И, разумеется, полученный результат будет надёжнее, чем в 1-м случае. Всё. Статические данные обработаны, осталось сделать выводы. А именно, с помощью значения …возможно, у вас возник вопрос, почему я выбрал такой пример? Это единственное, что мне запомнилось из институтского курса физики :) Пример 2 Студенческая группа сдала коллоквиум по матанализу со следующими результатами: Требуется определить среднюю успеваемость группы Сбором статистических данных здесь занимался преподаватель, и обратите внимание на их характер: они эмпирические, массовые (громко, конечно, сказано, но таки массовые) и отчасти случайные. Кому-то повезло с вопросом, кому-то нет, кто-то что-то вспомнил / забыл, списал, прогулял и так далее…, прямо какое-то броуновское движение студентов)) Как нетрудно понять, роль вариант Теперь обратим внимание на следующую вещь: двоечников и отличников у нас мало, а нормальных студентов :) много. И возникает вопрос: как вычислить «справедливую» среднюю оценку по всей совокупности? Решение напрашивается – с помощью так называемой средневзвешенной средней: …да, суровые у меня сегодня примеры :) Давайте проанализируем их принципиальные отличия: 1) В первом примере проводится статистическое исследование количественной величины (времени), а во втором «оцифровывается» и анализируется качественный признак (успеваемость). 2) В первом случае исследуемая величина непрерывна, и, строго говоря, все полученные значения различны (отличаются хоть какими-то миллисекундами). Во втором случае варианты дискретны, т.е. представляют собой отдельно взятые изолированные значения. Следует заметить, что они не обязаны быть целыми, так, например, можно ввести в рассмотрение оценки 2,5; 3,5 и 4,5. И у дискретной величины, как правило, есть неоднократно встречающиеся (одинаковые) варианты, так, например, «пятёрка» встретилась 3 раза. 3) В первом примере речь идёт о выборке значений. Что это значит? Это значит, что шарик можно сбрасывать в воду гораздо бОльшее и теоретически вообще бесконечное количество раз. Таким образом, проведённые 5 опытов есть, по сути, выборка, которую называют выборочной совокупностью. При этом соответствующее среднее значение принято называть выборочной средней. Второй пример отличен тем, что в нём исследуется ВСЯ совокупность, и поэтому её называют генеральной совокупностью, а соответствующее среднее значение – генеральной средней. Но такая ситуация редкость. Редко когда удаётся исследовать всю совокупность. И сейчас мы подошли к основному методу математической статистики: Задача Федор пошёл на базу исследовать помидоры. Требуется определить среднюю массу помидора и среднюю долю первосортных помидоров. Разбираемся в ситуации. Очевидно, что на базе находится очень и очень много помидоров, обозначим их общее количество через Но это долго и трудно, даже если Феде будут помогать все его однокурсники. Поэтому для оценки параметров генеральной совокупности целесообразно использовать выборочный метод. Его суть состоит в том, что из генеральной совокупности достаточно выбрать Что нужно для того, чтобы обеспечить репрезентативность? Ну, во-первых, выборка должна быть достаточно велика, помидоров так 500-1000 точно, что уже вполне по силам даже одному Феде. Примечание: в дальнейшем мы сформулируем более строгие статистические критерии на счёт оптимального размера выборки. Во-вторых, отбор следует осуществлять равномерно – из каждого ящика. В-третьих, отбор должен быть случайным. Для этого используются разные приёмы, и самый простой здесь – это выбор «вслепую» из случайно выбранного места ящика, обязательно с разной глубины (а то мало ли, что поставщик там мог спрятать). И, в-четвёртых (а может быть, и, в-первых), есть и другие факторы, которые могут быть менее очевидны. В частности, важно знать, а однородна ли генеральная совокупность? Так, если помидоры поступили от разных поставщиков, то каждую партию полезно исследовать по отдельности (сделать несколько выборок). Итак, пусть Фёдор по всем правилам выбрал При этом очевидно, что чем больше объем Но фишка состоит в том, что если начать увеличивать выборку в два, три и бОльшее количество раз, то будут получаться выборочные средние, которые мало отличаются от уже рассчитанного значения Таким образом, нет никакого практического смысла тратить силы, время, деньги, нервы на исследование бОльшей выборки и тем более, всей генеральной совокупности. Вот оно как – в статистике есть и прямая экономическая выгода! И ещё один момент, чуть не забыл: обратите внимание на используемые буквы – они стандартны. Другие варианты встречаются реже. Вторая часть задачи. Определим вместе с Фёдором среднюю долю высококачественных помидоров на базе (ну мы же не садисты заставлять его одного заново перебирать 1000 штук :)). В отличие от первого этапа, здесь мы исследуем уже качественный признак, для которого, тем не менее, можно сформулировать чёткие критерии. Пусть первосортный помидор – это Совершенно понятно, что генеральная совокупность содержит Но по причине трудозатратности и нецелесообразности полного исследования, достаточно подсчитать количество Доля, как вы догадываетесь, может принимать значение от 0 до 1, и иногда её домножают на 100, чтобы выразить этот показатель в процентах. Готово. Константин, Фёдор, спасибо за участие, а остальные, как в том анекдоте, поедут на картошку :) Тем более, сейчас на дворе конец сентября, а осень, как сказал прозаик, это клубни. В качестве разминки предлагаю вам задачу с тремя пунктами различного уровня сложности. Проверьте наличие инструментов под рукой и свои навыки вычислений (Эксель Пример 3 а) Урожайность картофеля по трём областям за **** год составила 147, 145, 155 ц/га (центнеров с га). Требуется вычислить среднюю урожайность. Метрическая справка: 1 центнер = 100 кг, 1 тонна = 1000 кг; Не забываем приписывать к итоговому результату размерность! (секунды, граммы и т.д., а в данном случае – ц/га). Вариация чуть сложнее: б) Известны следующие данные по трём областям: Требуется вычислить среднюю урожайность. Обратите внимание, что здесь урожайность, скажем, по 3-й области велика, но её посевная площадь мала. Поэтому урожайность уместно «взвесить» по площадям. и третий пункт, творческий: в) вычислить среднюю урожайность по следующим данным: «Валовой» – это значит, всего собрано по области. ДУМАЕМ, ВНИКАЕМ и РАССУЖДАЕМ – принцип здесь точно такой же, как и при решении задач по теории вероятностей. И, главное, не паримся – это просто разминочные задачи! Решения с пояснениями и ответы совсем близко. И в заключение вводного урока систематизируем самое важное:Математическая статистика – это наука, изучающая методы сбора и обработки статистической информации для получения научных и практических выводов. Основным методом матстатистики является выборочный метод, его суть состоит в исследовании представительной выборочной совокупности – для достоверной характеристики совокупности генеральной. Данный метод экономит временнЫе, трудовые и материальные затраты, поскольку исследование всей совокупности зачастую затруднено или невозможно. Для решения задач по математической статистике требуется калькулятор, Эксель и голова. …Нет-нет-нет, голова, разумеется, ещё много где нужна :) И я желаю вам успехов в дальнейшем освоении курса! Хотите освоить базовые темы в кратчайшие сроки? Есть pdf-книга! Ну а если вы учитесь углублённо и / или никуда не торОпитесь, то вперёд, без страха и сомнений: 2. Дискретный вариационный ряд 3. Интервальный вариационный ряд 4. Мода, медиана, генеральная и выборочная средняя 5. Показатели вариации. Генеральная и выборочная дисперсия 6. Формула дисперсии, стандартное отклонение, коэффициент вариации 7. Асимметрия и эксцесс эмпирического распределения 8. Статистические оценки параметров генеральной совокупности 9. Оценка вероятности биномиального распределения 10. Оценки по повторной и бесповторной выборке 12. Проверка статистических гипотез 13. Гипотеза о законе распределения генеральной совокупности ...Как ваша форма? Продолжаем! 14. Группировка данных. Виды группировок. Перегруппировка 15. Общая, групповые, внутригрупповая и межгрупповая дисперсия 17. Комбинационная группировка 19. Линейный коэффициент корреляции 20. Уравнение линейной регрессии 21. Проверка значимости линейной корреляционной модели 22. Модель однофакторной регрессии. Индекс детерминации 23. Нелинейная регрессия. Виды и примеры решений 24. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена 25. Коэффициент корреляции Фехнера 26. Уравнение множественной линейной регрессии До скорых встреч! Решения и ответы: Пример 3: а) Используем простую среднюю: б) Используем средневзвешенную (по площади) среднюю: в) Здесь урожайность тоже следует переоценить через посевную площадь, используя формулу Посевная площадь = Валовой сбор / Урожайность: И здесь часто задают вопрос по размерности, комментирую: за размерностью можно проследить в бравом физико-математическом стиле. В числителе у нас расположены тысячи тонн (миллионы кг). В знаменателе миллионы кг делим на центнеры с га, избавляемся от трёхэтажности и сокращаем дробь на 100 кг: Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? ![]() |
|