Высшая математика – просто и доступно! Если сайт упал, используйте ЗЕРКАЛО: mathprofi.net Наш форум, библиотека и блог: mathprofi.com | |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
Решение системы при различных способах выбора базисаПредставляю вашему вниманию заключительную статью по теме решения систем линейных уравнений. Материал предназначен для читателей, владеющих техникой элементарных преобразований на среднем и высоком уровне. Чайникам рекомендую начать с урока метод Гаусса для чайников =), ну а остальным, как людям опытным, предлагаю непосредственно перейти к обсуждению задачи. Рассмотрим некоторую систему линейных уравнений с пятью неизвестными . Можно было взять мЕньшее количество переменных, можно бОльшее, суть не в этом. Предположим, данная система совместна и имеет общее решение, в котором базисные переменные выражаются через свободные переменные . Ответим на вопрос, который зародился ещё на уроке Несовместные системы/системы с общим решением и окончательно созрел к занятию Метод Гаусса-Жордана: А почему, собственно, в роли базисных переменных должны выступать именно ? Нельзя ли в качестве базиса выбрать, например, набор ? Действительно, чем хуже «обычных» ? Примечание: здесь и далее термин «базис» используется в общем алгебраическом смысле, пожалуйста, не ассоциируйте его с аффинным базисом плоскости или пространства. В данном примере любые три переменные из списка могут выступать в качестве базисных переменных. И сегодня мы узнаем, как находить решение системы в различных базисах: Пример 1 Исследовать систему линейных уравнений на совместность. В случае совместности найти её решение при различных способах выбора базиса. Решение: надо сказать, задачка не внушает оптимизма, велика вероятность, что система совместна и нам придётся ворочать базисы. Ещё бы – вряд ли в таком контексте условия студент отделается несовместностью системы или единственным решением =) Но, так или иначе, первая часть предполагает исследование на совместность, которое проводится по типовой схеме с использованием теоремы Кронекера-Капелли. Спросите, зачем тут втиснулось исследование? Я взял пример из конкретной контрольной работы и решил не убирать первую часть (хотя мог бы), поскольку реализм на данном сайте ценится очень высоко. Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду: (1) Первую и вторую строки поменяли местами. (2) Ко второй, третьей, четвертой строкам прибавили первую строку, умноженную на 2, –3 и –2 соответственно. (3) Ко второй строке прибавили четвертую строку. (4) К третьей и четвертой строкам прибавили вторую строку, умноженную на 5 и 2 соответственно. (5) Третья и четвертая строки пропорциональны, третью строку удаляем. У последней строки меняем знак. Если не очень понятны какие-нибудь моменты в преобразованиях, то, пожалуйста, отработайте метод Гаусса, благо, примеров я разобрал достаточно много. Проверка системы на совместность оформляется по шаблону, рассмотренному в последнем параграфе статьи о ранге матрицы: В результате элементарных преобразований получены эквивалентная исходным матрица системы и расширенная матрица системы . Максимальный порядок ненулевого минора матрицы системы равен 3, например , следовательно, . По этой же причине . Вывод: , значит, по теореме Кронекера-Капелли система совместна. Элементарные образования приблизили нас к наиболее традиционному выбору: Обратный ход метода Гаусса работает без всяких чудес. Из третьего уравнения: Подставим и в первое уравнение: Общее решение системы в базисе можно записать в привычном виде , но в целях выполнения дальнейших действий его удобнее оформить так: Запись обозначает, что свободная переменная принимает произвольные действительные значения, порождая тем самым бесконечно много частных решений. Выполним стандартную проверку – подставим результат в левую часть каждого уравнения исходной системы: Получены правые части соответствующих уравнений, таким образом, общее решение найдено верно. Саму систему лучше переписать в тетрадь или распечатать – чтобы посматривать на неё в ходе последующих проверок. По условию задачи требуется найти решение системы при различных (читай – при всех!) способах выбора базисных переменных. Помимо набора возможны следующие варианты: Не сказать, что задание сильно короткое, но с другой стороны в депрессию тоже не загонит. Начинаем путешествие: В построенном базисе переведём неизвестную в разряд свободных Подставим в оставшиеся выражения: И, соблюдая порядок переменных, запишем решение системы в базисе Для самоконтроля удостоверимся, что в правых частях находятся только свободные переменные (в нашем случае ) и константы. Запись обозначает, что свободная переменная принимает произвольные действительные значения. Общее решение также можно оформить и в обычном виде: Понимаю, что неохота, но проходим таможенный контроль: Проверка: подставим найдённое решение в левую часть каждого уравнения системы: Получены соответствующие правые части уравнений, что и требовалось проверить. Осуществим переход к следующему базисному решению: Поскольку переменная становится свободной, то из второй строчки текущего решения нужно выразить: – и подставить в оставшиеся выражения (первую и четвертую строки): Таким образом, решение системы в базисе : И снова окидываем результат взглядом – справа у нас должна находиться только свободная переменная и константы. Проверка: подставим результат в левую часть каждого уравнения системы: Каждый раз проверку, конечно, можете и не выполнять, но тут есть одно большое и жирное НО В рассматриваемом задании часто ошибаются по невнимательности, поэтому настоятельно рекомендую проверять решение на каждом шаге – ведь если пропустить ошибку, всё остальное тоже будет неправильно. Ещё одним аргументом выступает сам естественнонаучный принцип: любое утверждение должно быть обосновано и/или доказано. Проверка реальна? Обязательно проверяем! Кстати, не такой плохой принцип и во многих жизненных ситуациях. Завершая задание, найдём решение системы в 4-м базисе. Осуществим переход: Переменные и меняются ролями, а значит, из первой строки текущего решения следует выразить: – подставим в оставшиеся выражения (3-ю и 4-ю строки): Записываем общее решение системы в базисе : Проверка: подставим найденное решение в левую часть каждого уравнения системы: ОК. Желающие могут замкнуть кругосветный круиз переходом , получив тем самым первоначальное решение. В соответствии с условием задачи оформляем резюме: Ответ: система совместна, решение системы при различных способах выбора базиса: Если в системе с четырьмя неизвестными базис состоит из двух переменных (например, – базисные переменные, – свободные переменные), то переход от одного решения к другому решению следует осуществлять по тому же алгоритму, и он даже запишется несколько компактнее, чем в разобранной задаче. Правда, самих базисов будет больше: Количество базисов системы с переменными, из которых образуют базис, можно подсчитать с помощью комбинаторной формулы количества сочетаний . Так, в условном примере начала урока с системой, содержащей пять неизвестных , три из которых образуют базис, будет уже 10 различных базисных решений. Однако на практике я не встречал ни того, ни другого случая, видимо, связка 4 переменные – 3 базисные переменные является наиболее разумной с точки зрения объёма работы. Такое тоже не встречалось, но на всякий пожарный: что делать, если по условию требуется найти конкретный базис, например, решение с базисными переменными и свободной переменной ? При необходимости найти этот базис сразу выручит только метод Гаусса-Жордана, и ваша цель – привести расширенную матрицу системы к виду . Если же автор задачи не торопит вас с ответом, то кроме первого способа, годится и второй, более длинный путь: получаем «традиционное» решение и «без посредников» осуществляем переход к нужному базису: . Очевидно, что путешествовать от базиса к базису можно по разным маршрутам и решение следующей системы служит наглядной иллюстрацией данного факта: Пример 2 Найти решение системы линейных уравнений при различных способах выбора базиса В образце первое базисное решение получено методом Гаусса-Жордана, который здесь более выгоден, чем обратный ход метода Гаусса. В предложенной системе перебор базисных решений проведён в следующем порядке: Более стандартна последовательность первого примера, но данный вопрос не принципиален, и для закрепления алгоритма рекомендую попытаться провести решение по альтернативному маршруту, который Птицей счастья завтрашнего дня появляется на экранах ваших мониторов. Постарайтесь выполнить задание самостоятельно! Решение: запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду: Найдем решение в базисе . Переменная переходит в разряд свободных, поэтому из первой строки текущего решения выразим: Осуществим переход к базису . Переменная перейдёт в разряд свободных, поэтому из 2-й строки текущего решения выразим: Перейдём к базису . Переменная уходит в разряд свободных, поэтому из 3-й строки текущего решения выразим: Ответ: решение системы при различных способах выбора базиса: Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам, cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5 |
© Copyright Александр Емелин, mathprofi.ru, 2010-2024, сделано в Блокноте |