|       
     | |
| 
Математические формулы,   
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия: 
Векторы для чайников
 Элементы высшей алгебры: 
Множества и действия над ними
 Пределы: 
Пределы. Примеры решений
 Производные функций: 
Как найти производную?
 Функции и графики: 
Графики и свойства ФНП: 
Область определения функции Интегралы: 
Неопределенный интеграл.   Дифференциальные уравнения: 
Дифференциальные уравнения первого порядка
 Числовые ряды: 
Ряды для чайников
 Функциональные ряды: 
Степенные ряды
 Кратные интегралы: 
Двойные интегралы
 Элементы векторного анализа: 
Основы теории поля
 Комплексный анализ: 
ТФКП для начинающих
 Теория вероятностей: 
Основы теории  вероятностей
 Математическая статистика: 
Математическая статистика
 Не нашлось нужной задачи? Не получается пример? 
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? | Зависимые события и условная вероятностьНа предыдущем уроке мы ознакомились с основными теоремами сложения и умножения вероятностей, а также научились решать типовые задачи с независимыми событиями, и сейчас последует гораздо более интересное продолжение, которое позволит не только освоить новый материал, но и, возможно, окажет практическую житейскую помощь. Кратко повторим, что такое независимость событий: события  Понятие зависимости событий вам тоже знакомо и настал черёд заняться ими вплотную. Сначала рассмотрим традиционный набор, состоящий из двух  событий: событие  Карты в руки: Задача 1 Из колоды в 36 карт последовательно извлекаются 2 карты. Найти вероятность того, что вторая карта окажется червой, если до этого: а) была извлечена черва; Решение: рассмотрим  событие:  а) Если сначала была извлечена черва (событие  б) Если же сначала была извлечена карта другой масти (событие  Всё логично – если вероятность извлечения червы из полной  колоды составляет  Ответ:  Зависимых событий, разумеется, может быть и больше. Пока  задача не остыла, добавим ещё одно:  Для самостоятельной тренировки: Задача 2 В конверте находится 10 лотерейных билетов, среди которых 3 выигрышных. Из конверта последовательно извлекаются билеты. Найти вероятности того, что: а) 2-й извлечённый билет будет выигрышным, если 1-й был  выигрышным; Краткое решение с комментариями в конце урока. А теперь обратим внимание на один принципиально важный  момент: в рассмотренных примерах требовалось найти лишь условные вероятности,  при этом предыдущие события считались  достоверно состоявшимися. Но ведь в действительности и они являются  случайными! Так, в «разогретой» задаче извлечение червы из полной колоды  – есть событие случайное, вероятность  которого равна  На практике гораздо чаще требуется отыскать вероятность совместного появления зависимых  событий. Как, например, найти вероятность события  Аналогично: Вероятность события  И, само собой, не нужно питать особых надежд, что из  конверта с десятью лотерейными билетами (Задача  2) вы вытянете 3 выигрышных билета подряд: Закрепим материал несколькими типовыми примерами: Задача 3 В урне 4 белых и 7 черных шаров. Из урны наудачу один за другим извлекают два шара, не возвращая их обратно. Найти вероятность того, что: а) оба шара будут белыми; Обратите внимание на уточнение «не возвращая их обратно». Этот комментарий дополнительно подчёркивает тот факт, что события зависимы. Действительно, а вдруг извлечённые шары возвращают обратно? В случае возвратной выборки вероятности извлечения чёрного и белого шара меняться не будут, а в такой задаче уже следует руководствоваться теоремой умножения вероятностей НЕзависимых событий. Решение: всего в урне: 4 + 7 = 11 шаров. Поехали: а) Рассмотрим события  По классическому определению вероятности:  По теореме умножения вероятностей зависимых событий: б) Найдём вероятность события  По классическому определению:  По теореме умножения вероятностей зависимых событий: в) Найдём вероятность события  После извлечения белого шара (с вероятностью  По теореме умножения вероятностей зависимых событий: Ответ:  Данную задачу нетрудно проверить через теорему сложения вероятностей событий, образующих полную группу. Для этого  найдём вероятность 4-го недостающего события:  События  И сразу же предлагаю проверить, насколько хорошо вы усвоили изложенный материал: Задача 4 Какова вероятность того, что из колоды в 36 карт будут извлечены два туза подряд? Задача 5 В урне 6 черных, 5 красных и 4 белых шара. Последовательно извлекают три шара. Найти вероятность того, что а) третий шар окажется белым, если до этого был извлечён  черный и красный шар; Решения и ответы в конце урока. Надо сказать, что многие из рассматриваемых задач разрешимы и другим способом, но чтобы не возникло путаницы, пожалуй, вообще о нём умолчу. Наверное, все заметили, что зависимые события возникают в тех случаях, когда осуществляется некоторая цепочка действий. Однако сама по себе последовательность действий ещё не гарантируют зависимость событий. Пусть, например, студент наугад отвечает на вопросы какого-нибудь теста – данные события хоть и происходят одно за другим, но незнание ответа на один вопрос никак не зависит от незнания других ответов =) Хотя, закономерности тут, конечно, есть =) Тогда совсем простой пример с неоднократным подбрасыванием монеты – сей увлекательный процесс даже так и называется: повторные НЕзависимые испытания. Я как мог, старался отсрочить этот момент и подбирать разнообразные примеры, но если в задачах на теорему умножения независимых событий хозяйничают стрелки, то здесь происходит самое настоящее нашествие урн с шарами =) Поэтому никуда не деться – снова урна: Задача 6 Из урны, в которой находится 6 белых и 4 черных шара, извлекаются наудачу один за другим три шара. Найти вероятность того, что: а) все три шара будут черными;  Решение: всего: 6 + 4 = 10 шаров в урне. Событий в данной задаче будет многовато, и в этой связи целесообразнее использовать смешанный стиль оформления, обозначая прописными латинскими буквами только основные события. Надеюсь, вы уже поняли, по какому принципу подсчитываются условные вероятности. а) Рассмотрим событие:  По теореме умножения вероятностей зависимых событий: б) Второй пункт интереснее, рассмотрим событие:  Событие  в 1-м испытании извлечён белый и во 2-м и в 3-м  испытаниях – чёрные шары По теоремам сложения  вероятностей несовместных и умножения вероятностей зависимых событий: На всякий случай  озвучу примерный ход рассуждений при конструировании, например, произведения  По теореме сложения вероятностей  несовместных событий: Ответ:  Вы просто не сможете от этого отказаться =): Задача 7 Из 20 экзаменационных билетов 3 содержат простые вопросы. Пять студентов по очереди берут билеты. Найти вероятность того, что хотя бы одному из них достанется билет с простыми вопросами А почему бы и нет? Ситуация более чем реалистичная: представьте, начался экзамен, в аудиторию пригласили 5 человек. Проведите самостоятельное исследование – какова вероятность того, что хоть кому-то из этих пяти добровольцев повезёт с билетом? К вопросу о тактике и стратегии сдачи экзамена мы вернёмся в конце статьи, а пока рассмотрим ещё одну стандартную задачу о перекладывании шаров из урны в урну: Задача 8 В первой урне содержится 12 шаров, из них 7 белых, во второй – 6 шаров, из них 3 белых. Из первой урны во вторую наудачу перекладывают один шар, а затем из второй урны наудачу извлекают один шар. Найти вероятность того, что он окажется белым. Решение: по условию, из первой урны во вторую наудачу перекладывают один шар, и, очевидно, он может быть как белым, так и не белым. В этой связи нужно рассмотреть 2 несовместные гипотезы: 
 Обозначим через  Несовместные исходы удобно расписать по пунктам: 1) По классическому определению:  По теореме умножения вероятностей зависимых событий:  2) По классическому определению:  По теореме умножения вероятностей зависимых событий:  Подводим итог. По теореме  сложения вероятностей несовместных событий: Ответ:  Более интересная вариация по теме: Задача 9 В первой урне находится 3 белых и 2 черных шара, во второй – 4 белых и 4 черных. Из первой урны во вторую наудачу перекладывают 2 шара. Найти вероятность того, что из второй урны будет извлечён белый шар. Для решения задания нужно рассмотреть 3 несовместные гипотезы, привлечь на помощь комбинаторику и воспользоваться типовой задачей на классическое определение вероятности. Желающие могут ознакомиться с более трудными примерами из сборника Чудесенко, в которых перекладываются несколько шаров. Особым любителям предлагаю задачи повышенной комбинационной сложности – с двумя последовательными перемещениями шаров из 1-й во 2-ю урну, из 2-й в 3-ю и финальным извлечением шара из последней урны – смотрите последние задачи файла Дополнительные задачи на теоремы сложения и умножения вероятностей. Кстати, там немало и других интересных заданий. А в заключение этой статьи мы разберём прелюбопытнейшую задачу, которой я вас заманивал на самом первом уроке =) Даже не разберём, а проведём небольшое практическое исследование. Выкладки в общем виде будут слишком громоздкие, поэтому рассмотрим конкретный пример: Петя сдаёт экзамен по теории вероятностей, при этом 20 билетов он знает хорошо, а 10 плохо. Предположим, в первый день экзамен сдаёт часть группы, например, 16 человек, включая нашего героя. В общем, ситуация до боли знакома: студенты один за другим заходят в аудиторию и тянут билеты. Очевидно, что последовательное извлечение билетов представляет собой цепь зависимых событий, и возникает насущный вопрос: в каком случае Пете с бОльшей вероятностью достанется «хороший» билет – если он пойдёт «в первых рядах», или если зайдёт «посерединке», или если будет тянуть билет в числе последних? Когда лучше заходить? Сначала рассмотрим «экспериментально чистую» ситуацию, в которой Петя сохраняет свои шансы постоянными – он не получает информацию о том, какие вопросы уже достались однокурсникам, ничего не учит в коридоре, ожидая своей очереди, и т.д. Рассмотрим событие:  Как изменится вероятность извлечения удачного билета, если пропустить вперёд отличницу Настю? В этом случае возможны две несовместные гипотезы: 
 Событие же  1) Предположим, что Настя с вероятностью   2) Теперь  предположим, что Настя с вероятностью  Используя теоремы сложения вероятностей несовместных и  умножения вероятностей зависимых событий, вычислим вероятность того, что Петя  вытянет «хороший» билет, будучи вторым в очереди: Вероятность… осталось той же! Хорошо, рассмотрим событие:  Здесь гипотез будет побольше: дамы могут «обокрасть»  джентльмена на 2 удачных билета, либо наоборот – избавить его от 2 неудачных,  либо извлечь 1 «хороший» и 1 «плохой» билет. Если провести аналогичные  рассуждения, воспользоваться теми же теоремами, то… получится такое же значение  вероятности  И так далее. Таким образом, чисто с математической точки зрения, без разницы, когда идти – первоначальные вероятности останутся неизменными. НО. Это только усреднённая теоретическая оценка, так, например, если Петя пойдёт последним, то это вовсе не значит, что ему останутся на выбор 10 «хороших» и 5 «плохих» билетов в соответствии с его изначальными шансами. Данное соотношение может варьироваться в лучшую или худшую сторону, однако всё же маловероятно, что среди билетов останется «одна халява», или наоборот – «сплошной ужас». Хотя «уникальные» случаи не исключены – всё-таки тут не 3 миллиона лотерейных билетов с практически нулевой вероятностью крупного выигрыша. Поэтому «невероятное везение» или «злой рок» будут слишком уж преувеличенными высказываниями. Даже если Петя знает всего лишь 3 билета из 30, то его шансы составляют 10%, что заметно выше нуля. И из личного опыта расскажу обратный случай: на экзамене по аналитической геометрии я хорошо знал 24 вопроса из 28, так вот – в билете мне попались два «плохих» вопроса; вероятность сего события подсчитайте самостоятельно :) Математика и «чистый эксперимент» – это хорошо, но какой стратегии и тактики всё же выгоднее придерживаться в реальных условиях? Безусловно, следует принять во внимание субъективные факторы, например, «скидку» преподавателя для «храбрецов» или его усталость к концу экзамена. Зачастую эти факторы могут быть даже решающими, но в заключительных рассуждениях я постараюсь не сбрасывать со счетов и дополнительные вероятностные аспекты: Если Вы готовы к экзамену хорошо, то, наверное, лучше идти «в первых рядах». Пока билетов полный комплект, постулат «маловозможные события не происходят» работает на Вас гораздо в бОльшей степени. Согласитесь, что намного приятнее иметь соотношение «30 билетов, среди которых 2 плохих», чем «15 билетов, среди которых 2 плохих». А то, что два неудачных билета на отдельно взятом экзамене (а не по средней теоретической оценке!) так и останутся на столе – вполне и вполне возможно. Теперь рассмотрим «ситуацию Пети» – когда студент готов к экзамену достаточно хорошо, но с другой стороны, и «плавает» тоже неплохо. Иными словам, «больше знает, чем не знает». В этом случае целесообразно пропустить вперёд 5-6 человек, и ожидать подходящего момента вне аудитории. Действуйте по ситуации. Довольно скоро начнёт поступать информация, какие билеты вытянули однокурсники (снова зависимые события!), и на «заигранные» вопросы можно больше не тратить силы – учите и повторяйте другие билеты, повышая тем самым первоначальную вероятность своего успеха. Если «первая партия» экзаменующихся «избавила» вас сразу от 3-4 трудных (лично для Вас) билетов, то выгоднее как можно быстрее попасть на экзамен – именно сейчас шансы значительно возросли. Постарайтесь не упускать момент – всего несколько пропущенных вперёд человек, и преимущество, скорее всего, растает. Если же наоборот, «плохих» билетов вытянули мало – ждите. Через несколько человек эта «аномалия» опять же с большой вероятностью, если не исчезнет, то сгладится в лучшую сторону. В «обычном» и самом распространённом случае выгода тоже есть: расклад «24 билета/8 плохих» будет лучше соотношения «30 билетов/10 плохих». Почему? Трудных билетов теперь не десять, а восемь! С удвоенной энергией штудируем материал! Если Вы готовы неважно или плохо, то само собой, лучше идти в «последних рядах» (хотя возможны и оригинальные решения, особенно, если нечего терять). Существует небольшая, но всё же ненулевая вероятность, что Вам останутся относительно простые вопросы + дополнительная зубрёжка + шпоры, которые отдадут отстрелявшиеся сокурсники =) И, да – в совсем критической ситуации есть ещё следующий день, когда экзамен сдаёт вторая часть группы ;-) Какой можно сделать вывод? Субъективный оценочный принцип «кто идёт раньше, тот готов лучше» находит внятное вероятностное обоснование! Ну, а если на экзамене произойдёт «несчастный случай», не расстраивайтесь и вспомните моё пожелание: Везения в главном! Решения и ответы: Задача 2: Решение: рассмотрим события:  а) Пусть событие  б) Если произошли  события  в) Если произошли  события  Ответ:  Задача 4: Решение: всего: 4 туза в колоде. Рассмотрим  события  Задача 5: Решение: всего: 6 + 5 + 4 = 15 шаров в  урне. Рассмотрим следующие события: а) По условию, события  б) По классическому  определению:  Ответ:  Задача 7: Решение: рассмотрим события: Задача 9: Решение: рассмотрим зависимое событие  1)  2)  3)  По теоремам сложения  вероятностей несовместных и умножения вероятностей зависимых событий: Ответ:  Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) | 
|   |