Высшая математика – просто и доступно! Если сайт упал, используйте ЗЕРКАЛО: mathprofi.net Наш форум, библиотека и блог: mathprofi.com | |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
12. Проверка статистических гипотезПродолжаем проверять статистические гипотезы – всё новые и новые, новые и новые, до полного насыщения! Исправляя оплошность (запамятовал), хочу порекомендовать эту увлекательную тему в качестве основного или дополнительного материала для вашего научного проекта (курсовика, диплома, диссертации) или прикладного исследования. Причём, самому широкому кругу читателей, в том числе экономистам, социологам, психологам – всем, кто работает со статистическими данными. Здесь и научная новизна, и практическая значимость, и широкий простор для творчества! И несложные вычисления, что немаловажно. ! И сразу Как вы знаете (а если нет, то ссылка выше), все статистические гипотезы делятся на два вида: I) Гипотеза о законе распределения статистической совокупности. Этому виду гипотез посвящен следующий урок – Критерий согласия Пирсона. II) Вторая большая группа гипотез касается числовых характеристик стат. совокупностей, закон распределения которых уже известен: – Гипотеза о генеральной средней нормального распределения – именно с неё мы и начали разминку; – Гипотеза о равенстве генеральных средних двух распределений – 4 случая, все разберём! – Гипотеза о генеральной дисперсии нормального распределения; – Гипотеза о равенстве ген. дисперсий двух нормальных распределений; – Гипотеза о вероятности события; – Сравнение вероятностей двух биномиальных распределений. Существуют и другие статистические гипотезы, с которыми можно ознакомиться, например, в учебном пособии В. Е. Гмурмана (поздние издания). Кроме того, в курсе корреляционно-регрессионного анализа я рассмотрю статистические гипотезы о значимости линейного коэффициента корреляции, коэффициентов уравнения регрессии и самого уравнения (коэффициента детерминации). Вникаем, решаем и получаем удовольствие! Гипотеза о равенстве генеральных средних двух распределенийПостановка задачи: из двух генеральных совокупностей извлечены выборки объёмов и и найдены их выборочные средние: и соответственно. Требуется на уровне значимости проверить гипотезу о равенстве генеральных средних против одной из следующих конкурирующих гипотез: , или . Как и в гипотезе о значении генеральной средней, в первом случае строится левосторонняя критическая область, во втором – правосторонняя и в третьем – двусторонняя. При этом возможны следующие вариации задачи: а) выборки независимы, генеральные совокупности распределены нормально и известны их дисперсии .Тогда для проверки нулевой гипотезы используют статистический критерий , где – случайные значения выборочных средних Критическая область однозначно определяется критическим значением , которое отыскивается из соотношения для односторонней области и – для двусторонней, где – выбранный уровень значимости, а – функция Лапласа. Не поленюсь и снова нарисую все три случая, критическая область изображена красным цветом: Если в критическую область НЕ попадает, то гипотезу на уровне значимости принимаем. Если же попадает, то нулевая гипотеза отвергается в пользу альтернативной гипотезы . Пример 40 По выборке объема найден средний вес изделий г изделий, изготовленных на первом станке; по выборке объема найден средний вес изделий г изделий, изготовленных на втором станке. Известны генеральные дисперсии . Требуется на уровне значимости 0,01 проверить нулевую гипотезу против конкурирующей гипотезы . Предполагается, что генеральные совокупности распределены нормально, а выборки независимы. ...я, конечно, не знаю, у каких современных станков могут быть такие конские дисперсии, тут, скорее, речь о двух бабулях, которые пекут одинаковые пирожки дедовским методом :) И нужно выяснить, одинаковый ли у них выхлоп или первая бабушка более щедрая. Решаем: по условию, известны генеральные дисперсии, поэтому для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних используем критерий . По таблице значений функции Лапласа или с помощью Калькулятора (Пункт 5*) определяем, что этому значению функции соответствует аргумент . Таким образом, при нулевая гипотеза принимается, а при отвергается: По выборочным данным вычислим наблюдаемое значение критерия: , поэтому на уровне значимости 0,01 гипотезу отвергаем. Иными словами, выборочные средние статистически значимо отличаются друг от друга, и это отличие вряд ли объяснимо случайными факторами. А объяснимо оно именно различием генеральных средних. Но это ещё не значит, что нужно покупать пирожки у «иксовой» бабули, они ведь могут оказаться менее вкусными :) Ответ: на уровне значимости 0,01 нулевую гипотезу отвергаем. И еще раз повторим, что это значит. Это значит, что с вероятностью 1% мы совершили ошибку первого рода (отвергли правильную гипотезу). Следующая задача для самостоятельного решения: Пример 41 Из продукции двух автоматических линий извлечены по 50 гвоздей и вычислены их выборочные средние длины и мм. Нормативная погрешность линий есть нормальная случайная величина с дисперсией . На уровне значимости 0,05 проверить гипотезу о равенстве генеральных средних против конкурирующих гипотез: а) , б) . Краткое решение и ответ в конце урока, особую аккуратность проявите в обозначениях – в аналогичных задачах они бывают разными. Та же гипотеза, другая ситуация: б) независимые выборки достаточно большие , генеральные дисперсии неизвестны, причём ген. совокупности могут иметь и другое распределение (не нормальное)Условие , к слову, желательно и в предыдущем пункте. В этом случае можно использовать похожий, но приближенный критерий , где – случайные значения выборочных средних, а – соответствующие выборочные дисперсии. Исправлением дисперсий тут можно пренебречь (т.к. выборки большие), но лично я бы исправил. Впрочем, результаты такой проверки всё равно будут менее «авторитетными». Ситуация более тяжелая: в) это малые независимые выборки , ген. совокупности распределены нормально и дисперсии их не известныВ этом случае выборочные дисперсии дают плохую оценку генеральных дисперсий, поэтому критерий предыдущего пункта не годится. Но если предположить или доказать, что генеральные дисперсии одинаковы (хотя и не известны), то для проверки гипотезы можно использовать следующий критерий: , где – случайные значения выборочных средних, а – соответствующие исправленные выборочные дисперсии. Эта случайная величина распределена по закону Стьюдента с степенями свободы. Пример 42 Из двух партий деталей, изготовленных одинаковыми станками, извлечены выборки объемами и деталей. По результатам исследования найдены мм, мм и мм, мм. Предполагая, что погрешность изготовления есть нормальная случайная величина, проверить на уровне значимости гипотезу против конкурирующей гипотезы . В этом тяжелом случае нам удалось раздобыть всего лишь 10 и 15 гвоздей, но ситуацию спасает то, что станки одинаковые, поэтому можно смело допустить, что их погрешности (ген. дисперсии) одинаковы. Кроме того, можно проверить гипотезу о равенстве генеральных дисперсий, до которой мы ещё доберёмся. Решение: полагая, что генеральные дисперсии одинаковы, используем критерий . Поскольку конкурирующая гипотеза имеет вид , то критическая область двусторонняя. Найдём критическое значение. Для уровня значимости и числа степеней свободы по таблице или с помощью Калькулятора (Пункт 10в) определяем: При нулевая гипотеза принимается, а вне этого интервала – отвергается: Таким различие выборочных средних статистически не значимо и объяснимо влиянием случайных факторов (погрешностью станков и тем, что в саму выборку попали случайные гвозди). Ответ: на уровне значимости 0,05 гипотезу принимаем. Задача для самостоятельного решения будет в параграфе Гипотеза о равенстве двух генеральных дисперсий, поскольку для того, чтобы пользоваться равенством ген. дисперсий, строго говоря и по меньшей мере, его нужно ещё проверить статистически. И ещё один случай: г) ген. совокупности распределены нормально, ген. дисперсии неизвестны, выборки зависимыЗдесь рассматриваются выборки одинакового объёма, варианты которых попарно зависимы. Что это значит? Пример: возьмём 50 помидоров и измерим их диаметр линейкой: . Затем в том же порядке – штангенциркулем: . Совершенно понятно, что соответствующие результаты будут хоть чуть-чуть, но различны: , следовательно, выборочные средние – тоже: . И возникает вопрос: значимо или незначимо это отличие? В случае зависимых выборок гипотеза о равенстве генеральных средних сводится к уже разобранной гипотезе о значении генеральной средней. Представим, что описанные выше попарные опыты проводятся много-много раз. Тогда речь заходит о случайной величине – случайной разнице между случайными значениями выборочных средних. И мы проверяем гипотезу о том, что генеральная средняя (матожидание) этой разницы равна нулю против очевидной альтернативы или либо . Технику решения рассмотрим на конкретном примере, социологическая задача, и никаких гвоздей: Пример 43 Физическая подготовка 9 спортсменов была проведена при поступлении в спортивную школу, а затем после недели тренировок. Итоги проверки в баллах оказались следующими: Требуется на уровне значимости 0,05 установить, значимо или незначимо улучшилась физическая подготовка спортсменов, в предположении, что число баллов распределено нормально. И предположение это небезосновательно, т. к. человеческие характеристики, как правило, распределены нормально. Решение: проверим гипотезу о том, что матожидание случайной величины (разницы между случайными средними) равно нулю против конкурирующей гипотезы (т.к. улучшение физической формы выражается бОльшим «игрековым» значением и отрицательной разностью). Так как генеральная дисперсия этой случайной величины не известна, то используем знакомый критерий , где – случайная разница между выборочными средними и – соответствующее исправленное стандартное отклонение. Напоминаю, что этот критерий имеет распределение Стьюдента с количеством степеней свободы . Для уровня значимости и найдём критическое значение левосторонней критической области (по нижней строке таблицы или на Калькуляторе - Пункт 10в): При нулевую гипотезу принимаем, а при – отвергаем: Вычислим исправленное стандартное отклонение, не сторонник я «ускоренных» формул, но здесь она удобна: Таким образом: В данном случае это более удачная формулировка, нежели «гипотезу принимаем». Таким образом, средняя разница между вариантами (физ. форма до тренировки) и соответствующими вариантами (физ. форма после тренировки) статистически незначима. Ответ: на уровне значимости 0,05 нет оснований утверждать, что после недельной тренировки физическая форма спортсменов значимо улучшилась. Продолжаем тему самостоятельно: Пример 44 Две химические лаборатории исследовали 8 проб на допинг одним и тем же методом. Получены следующие результаты (процент содержания некоторого вещества в соответствующих пробах): Требуется на уровне значимости 0,05 определить, значимо или незначимо различаются средние результаты анализов, в предположении, что они распределены нормально. Иными словами, определите, не занесли ли в какую-нибудь лабораторию деньги :) Как обычно, все числа уже в Экселе; продублирую также ссылки на таблицу критических точек распределению Стьюдента и Калькулятор (Пункт 10в). С другими гипотезами всё проще: Гипотеза о генеральной дисперсии нормального распределенияОна по своей сути похожа на гипотезу о генеральной средней: есть основания полагать, что генеральная дисперсия нормальной совокупности равна некоторому значению . По результатам выборки объёма найдена исправленная выборочная дисперсия и возникает вопрос: она значимо отличается от или нет? Таким образом, на уровне значимости требуется проверить гипотезу – о том, что генеральная дисперсия действительно равна своему гипотетическому значению. Для проверки этой гипотезы используют критерий , где – случайное значение исправленной дисперсии. Данная случайная величина имеет распределение хи-квадрат с количеством степеней свободы и принимает лишь неотрицательные значения. Критическая область зависит от вида конкурирующей гипотезы, а критические значения можно определить по соответствующей таблице либо с помощью Калькулятора (Пункт 11б). 1) Для гипотезы строится левосторонняя область, критическое значение равно . Классическая задача по теме – это задача о точности какого-нибудь прибора, станка или метода измерения: Пример 45 Допустимая погрешность измерительного прибора по паспорту составляет . В результате 10 измерений найдено фактическое значение погрешности . Требуется на уровне значимости 0,05 проверить, соответствуют ли экспериментальный результат заявленной точности прибора. Или, попросту говоря, не лажает ли этот прибор. Решение: полагая, что погрешность измерений распределена нормально, проверим гипотезу о том, что генеральная дисперсия действительно равна против конкурирующей гипотезы . Это, кстати, самый популярный вид альтернативной гипотезы – когда есть превышение нормы, и требуется проверить, случайно оно или нет. Используем критерий , где – случайное значение исправленной дисперсии. Найдём правостороннюю критическую область. Для уровня значимости и количества степеней свободы по таблице критических точек распределения хи-квадрат или с помощью Калькулятора (Пункт 11б) определяем критическое значение: При нулевая гипотеза принимается, а при – отвергается: Возможно, у вас сложилось впечатление, что значения 5 и 6,2 различаются существенно, но это иллюзия – ведь дисперсия имеет квадратичную размерность, и стандартные отклонения действительно довольно близкИ друг к другу: . Ответ: на уровне значимости 0,05 точность прибора соответствует норме. Самостоятельно: Пример 46 Партия изделий принимается, если дисперсия контролируемого размера значимо не превышает 0,2. Исправленная выборочная дисперсия, найденная по выборке объема , оказалась равной . Можно ли принять партию на уровне значимости 0,05? Таблица здесь не годится, поэтому пользуемся Калькулятором (Пункт 11б). За неимением Экселя используйте приближенную формулу Уилсона-Гильферти: Гипотеза о равенстве генеральных дисперсий двух нормальных распределенийДве средние мы уже сравнивали, очередь за дисперсиями. Из двух нормальных ген. совокупностей извлечены независимые выборки объёмом и и найдены их исправленные дисперсии: и соответственно. Совершенно понятно, что эти значения случайны и отличны друг от друга. Но возникает вопрос: значимо или незначимо это отличие? Для ответа на этот вопрос на уровне значимости проверяется гипотеза о равенстве генеральных дисперсий . Если она будет принята, то различие между выборочными значениями объяснимо случайными факторами. Для проверки этой гипотезы используют критерий , где – бОльшая исправленная дисперсия, а – мЕньшая. Данная случайная величина имеет распределение Фишера-Снедекора (так называемое F-распределение) со степенями свободы , если или , если . То есть, степень свободы соответствует выборке с бОльшей исправленной дисперсией. В качестве альтернативы рассматривают одну из следующих гипотез: 1) (если ) либо (если ). Для этой гипотезы строят правостороннюю критическую область: 2) – для этой гипотезы строится двусторонняя критическая область: Дело в том, что , и поэтому случайное значение (бОльшее единицы) заведомо не может попасть в левый кусок критической области. Далее на основании выборочных данных рассчитывается наблюдаемое значение критерия , и если оно попадает в критическую область ( для обоих случаев), то гипотеза отвергается. Если , то принимается. Рассматриваемая гипотеза часто возникает, когда требуется сравнить точность двух приборов, инструментов, станков, двух методов исследования. И сейчас мы разберём эту стандартную задачу: Пример 47 Некоторая физическая величина измерена и раз двумя различными способами. По результатам измерений найдены соответствующие погрешности . Требуется на уровне значимости 0,05 проверить, одинаковую ли точность обеспечивают эти способы измерений. Ситуации тут могут быть разные: это измерение двумя однотипными инструментами (например, двумя линейками), или инструментами разными (например, линейкой и штангенциркулем), или речь вообще идёт о двух методах измерения (например, с зажмуренным левым и правым глазом). И возникает вопрос: различие между случайно или обусловлено тем, что какой-то способ точнее? Решение: полагая, что погрешности измерений распределены нормально, проверим гипотезу о том, что точность двух способов одинакова против конкурирующей гипотезы (она правдоподобнее, нежели ). Для проверки гипотезы используем критерий , где – бОльшая исправленная дисперсия, а – мЕньшая. Найдём критическое значение . Степень свободы должна соответствовать выборке с бОльшей дисперсией, следовательно, и . По соответствующей таблице либо с помощью Калькулятора (Пункт 12) находим: При нулевая гипотеза принимается, а при (в критической области) – отвергается. Вычислим наблюдаемое значение критерия: Так, если бы было проведено в 10 раз больше измерений и получены те же самые погрешности, то , и гипотеза о равенстве ген. дисперсий уже отвергается. То есть здесь расхождение между уже нельзя объяснить случайностью, а объяснимо оно именно тем, что второй способ менее точный (справедлива гипотеза ). Ответ: на уровне значимости 0,05 точность способов измерения одинакова. Творческая задача для самостоятельного решения, случай из жизни: Пример 48 Две группы студентов-первокурсников написали контрольную по математическому анализу со следующими результатами: 1) Проверить гипотезу – о том, что группы однородны по составу (в плане соотношения лучше и хуже успевающих студентов) против конкурирующей гипотезы , и в случае однородности групп обещанный пунктик: 2) Проверить гипотезу – об одинаковой успеваемости групп против гипотезы о том, что одна из групп более слабая. Вспоминаем, что такое дискретный вариационный ряд и как рассчитываются его характеристики. Не позволяй душе лениться! – в жизни пригодится, все числа уже в Экселе. Ну что, порешаем ещё задачки? …конечно, порешаем! – ведь я маньяк в лучшем смысле этого слова: Гипотеза о вероятности событияПусть в достаточно большом количестве независимых испытаний некоторое случайное событие появилось раз, и есть основание полагать, что вероятность появления этого события (в каждом испытании) равна некоторому значению . Возникает вопрос: значимо или незначимо отличается относительная частота от этого гипотетического значения? Далее технически всё похоже на гипотезу о генеральной средней. Для конкурирующей гипотезы строится левосторонняя критическая область, для – правосторонняя и для – двусторонняя: Пример 49 В результате длительных наблюдений установлено, что вероятность полного выздоровления больного, принимавшего лекарство , равна 0,8. Новое лекарство назначено 800 больным, причём 660 из них полностью выздоровели. Можно ли считать новое лекарство значимо эффективнее лекарства на пятипроцентном уровне значимости? Итак, в результате использования нового лекарство получена относительная частота полного выздоровления и возникает вопрос: этот результат случаен или лекарство действительно эффективнее? Проясним эту ситуацию статистическим методом: Решение: на уровне значимости проверим гипотезу о том, что новое лекарство имеет такую же эффективность против конкурирующей гипотезы , что оно более эффективно. Используем критерий , где – случайное количество пациентов из , которые полностью выздоровеют. Критическое значение правосторонней критической области найдём из соотношения , в данном случае По таблице значений функции Лапласа или с помощью Калькулятора (Пункт 5*), определяем, что этому значению функции соответствует аргумент . При нулевая гипотеза принимает, а при – отвергается: Ответ: на пятипроцентном уровне значимости новое лекарство эффективнее лекарства . Самостоятельно: Пример 50 Завод рассылает рекламные каталоги возможным заказчикам. Как показал опыт, вероятность того, что организация, получившая каталог, закажет рекламируемое изделие, равна 0,08. Завод разослал 1000 каталогов новой улучшенной формы и получил 98 заказов. Можно ли считать, что новая форма рекламы значимо эффективнее? Примите уровень значимости и проверьте это предположение. И заключительный параграф этой интереснейшей статьи: Сравнение вероятностей двух биномиальных распределенийНа самом деле о вероятности биномиального распределения речь уже шла в предыдущей гипотезе, и теперь перед нами стоит задача сравнить вероятности двух биномиальных распределений. Пусть в двух генеральных совокупностях проводятся независимые испытания, в каждом из которых событие может появиться – с неизвестной вероятностью в первой совокупности и с неизвестной вероятностью – во второй. По выборочным сериям испытаний объёмами и найдены соответствующие относительные частоты: Требуется оценить, значимо или незначимо отличаются друг от друга относительные частоты. Незначимое отличие объяснимо случайными факторами и справедливостью гипотезы . Для проверки этой гипотезы используют критерий: В качестве альтернативы рассматривают гипотезу либо . Критические области строятся точно так же, как и в предыдущем пункте! Кстати, почему здесь можно использовать лапласовские соотношения? А дело в том (кто помнит), что при достаточно большой выборке биномиальное распределение близкО к нормальному. Возвращаемся к нашим помидорам: Пример 51 От двух поставщиков в магазин поступило и однотипных изделий. В первой партии оказалось бракованных изделий, а во второй – . Требуется на уровне значимости 0,05 оценить, одинаково ли хороши поставщики. Очевидно, что здесь существуют вполне конкретные вероятности – того, что магазин получит бракованное изделие от 1-го и 2-го поставщика соответственно. И эти вероятности нам не известны. Однако в нашем распоряжении есть выборочные данные – относительные частоты: И возникает вопрос: эта разница случайна или нет? Решение: на уровне значимости проверим гипотезу о том, что поставщики равноценны против конкурирующей гипотезы . Критическое значение двусторонней критической области найдём из соотношения . В данном случае: По таблице значений функции Лапласа или с помощью Калькулятора (Пункт 5*) определяем . При нулевая гипотеза принимается, а при – отвергается: Ответ: на уровне значимости 0,05 нет оснований отдавать предпочтение какому-то одному из поставщиков Как говорится, что там помидоры, что там. И почётное право завершить этот урок предоставляется героям, которые помогали нам на протяжении всего курса тервера, ну а может и некоторые читатели уже взялись за оружие:)) Пример 52 Два стрелка совершили по 50 выстрелов в цель. Первый стрелок поразил цель 41 раз, а второй – 36. Можно ли на уровне значимости 0,1 утверждать, что первый стрелок более меткий? Решение и ответ совсем близко. Но и это ещё не всё! На очереди важнейшая и очень распространённая гипотеза о законе распределения генеральной совокупности. До скорых встреч! Решения и ответы: Пример 41. Решение: по условию, известны генеральные дисперсии, поэтому для проверки гипотезы используем критерий . , поэтому на уровне значимости 0,05 нулевую гипотезу принимаем. б) Для гипотезы строим двустороннюю критическую область: Наблюдаемое значение критерия попало в область принятия гипотезы , поэтому на уровне значимости 0,05 нулевую гипотезу принимаем. Ответ: в обоих случаях гипотезу принимаем. Напоминаю, что это не 100%-ное доказательство гипотезы, т.к. существует Пример 44. Решение: рассмотрим случайную величину , где – случайные значения выборочных средних, и проверим гипотезу против конкурирующей гипотезы . Поскольку генеральная дисперсия этой случайной величины не известна, то используем критерий , распределённый по закону Стьюдента с количеством степеней свободы . Для уровня значимости и по таблице критических точек распределения Стьюдента находим критическое значение для двусторонней критической области: Таким образом, при нулевую гипотезу принимаем, и вне этого интервала (в критической области) отвергаем: Наблюдаемое значение критерия: Ответ: на уровне значимости 0,05 результаты лабораторий отличны друг от друга. Пример 46. Решение: полагая, что погрешности размера выпускаемых изделий распределены нормально, проверим гипотезу против конкурирующей гипотезы . Используем критерий . Так как в конкурирующей гипотезе речь идёт о бОльших значениях дисперсии, то критическая область будет правосторонней. Найдём критическое значение. Для уровня значимости и количества степеней свободы с помощью MS Excel находим критическое значение: При нулевая гипотеза принимается, а при – отвергается. Вычислим наблюдаемое значение критерия: Иными словами, выборочный результат статистически значимо отличается от нормативного значения 0,2, и оборудование, на котором производятся изделия, нуждается в регулировке. Скорее всего. Ответ: на уровне значимости 0,05 партию изделий принять нельзя. Пример 48. Решение: Заполним расчётную таблицу:
Вычислим выборочные характеристики. Средний балл: 1) На уровне значимости 0,1 проверим гипотезу против конкурирующей гипотезы . Используем критерий , где – бОльшая исправленная дисперсия, а – меньшая. Найдём правое критическое значение двусторонней критической области. Для уровня значимости и числа степеней свободы с помощью MS Excel находим: Вычислим наблюдаемое значение критерия: Замечание: здесь, конечно, речь идёт не о строгом, а о примерном равенстве генеральных дисперсий. 2) На уровне значимости 0,1 проверим гипотезу против гипотезы о том, что 1-я группа учится слабее. Исследуемые совокупности достаточно малы и их генеральные дисперсии неизвестны, но в предыдущем пункте статистически обосновано незначимое различие ген. дисперсий. Поэтому для проверки гипотезы можно использовать критерий , где – случайные значения выборочных средних, а – соответствующие исправленные выборочные дисперсии. Поскольку конкурирующая гипотеза имеет вид , то критическая область будет левосторонней. Для уровня значимости и числа степеней свободы найдём критическое значение односторонней области: При нулевая гипотеза отвергается, а при – принимается: Вычислим наблюдаемое значение критерия: Таким образом, по результатам контрольной работы нельзя утверждать, что различие между средними оценками обусловлено тем, что 1-я группа более слабая. Для проверки этого предположения требуется дальнейший мониторинг за успеваемостью. Ответ: на уровне значимости 0,1 нет оснований отвергнуть нулевые гипотезы. Пример 50. Решение: на уровне значимости проверим гипотезу о том, новая рекламная кампания имеет такую же эффективность против конкурирующей гипотезы . Используем критерий , где , а – случайное кол-во заказов, которое может поступить в результате рассылки 1000 новых каталогов. Найдём критическое значение правосторонней критической области: Вычислим наблюдаемое значение критерия: Ответ: на уровне значимости 0,05 новая форма рекламы значимо эффективнее. Пример 52. Решение: на уровне значимости проверим гипотезу против гипотезы о том, что 1-й стрелок стреляет точнее. Найдём критическое значение правосторонней критической области: Вычислим наблюдаемое значение критерия: Ответ: на уровне значимости 0,1 нет оснований считать, что 1-й стрелок более меткий. Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам, cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5 |
© Copyright Александр Емелин, mathprofi.ru, 2010-2024, сделано в Блокноте |