Высшая математика – просто и доступно! Если сайт упал, используйте ЗЕРКАЛО: mathprofi.net Наш форум, библиотека и блог: mathprofi.com | |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
Задачи с дифференциальными уравнениямиНу а как иначе? Если есть дифференциальные уравнения, то должны быть и задачи с ними! Они встречаются в математике (само собой), физике, химии, других науках и, разумеется, соответствующих примеров великое множество – пятилетки не хватит, чтобы все их разобрать. Но этого и не нужно – сегодня наша цель освоить общие принципы решения таких задач, хотя,… штук 50-то всяко осилим) Начнём с самого главного: вот видим мы текст задачи. Как определить, что её нужно решать с помощью ИМЕННО дифференциального уравнения? Очень просто. Поскольку корнями диффуров являются функции, то по условию так или иначе потребуется найти: функцию / уравнение / линию / кривую / закон / зависимость и т. д. В большинстве тематических задач фигурируют дифференциальные уравнения первого порядка, с них и начнём. Как вы прекрасно знаете, в оные уравнения обязательно входит первая производная, и поэтому для освоения урока нужно понимать (очевидно-невероятно), что такое производная. Впрочем, уважаемые студенты, пощады не ждите – я вам обязательно напомню =) И моя беспощадность такова, что мы займёмся этим прямо сейчас: Задача 1 Кривая проходит через точку и обладает тем свойством, что угловой коэффициент касательной в любой её точке пропорционален квадрату ординаты точки касания с коэффициентом пропорциональности . Найти уравнение этой кривой. Пожалуйста, типичный признак – условие запрашивает у нас уравнение кривой, а значит, задача решается с помощью дифференциального уравнения. Решение: на первом шаге нужно это самое уравнение составить. Рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой. Заметьте, что этой хитрой фразой мы учитываем ВСЕ точки разыскиваемой линии. Выполним схематический чертёж, на котором изобразим некоторую кривую , произвольную точку и касательную , проведённую к графику функции в данной точке: Или, если короче: По условию, угловой коэффициент касательной в любой точке кривой пропорционален квадрату ординаты («игрековой» координаты) точки касания: , где – коэффициент пропорциональности. В данной задаче . Таким образом, получаем следующее дифференциальное уравнение: , которое, понятно, нужно решить :) Перед нами простейшее ДУ с разделяющимися переменными: В результате мы получили целое семейство функций, удовлетворяющих критерию задачи. Но в условии есть уточнение: кривая проходит через точку . Решим задачу Коши, т. е. найдём соответствующее частное решение. Здесь удобно непосредственно подставить в общее решение координаты точки: Таким образом, уравнение, искомой кривой: Ответ: Выполним проверку. Она проводится стандартно + желательный анализ, связанный с содержательным смыслом задачи. Прежде всего, убедимся, что график полученной функции действительно проходит через точку : Найдём производную: Подставим и в уравнение : Но это ещё не всё – ведь мы могли неправильно составить само дифференциальное уравнение! И поэтому будет не лишним вернуться условию, согласно которому, любая точка кривой должна обладать следующим свойством: производная функции в точке (угловой коэффициент касательной) равна утроенному квадрату «игрековой» координаты данной точки. Рассмотрим ту же точку и вычислим: С другой стороны, утроенный квадрат «игрековой» координаты точки : Желающие могут протестировать любую другую точку, принадлежащую кривой , например точку , и убедиться в справедливости только что проверенного критерия. Это, кстати, легко сделать устно. Вот теперь-то задача «закрыта наглухо». Ну а то, что схематический чертёж далёк от графика гиперболы – совершенно не страшно, чертёж лишь помогает разобраться в условии. И строить его, к слову, в простых случаях совсем не обязательно ;) И в самом деле – этого же не требовалось…. Пара типовых задач для самостоятельного решения: Задача 2 Угловой коэффициент касательной к каждой точке кривой обратно пропорционален абсциссе точки касания с коэффициентом пропорциональности . Составить уравнение данной кривой, если известно, что она проходит через точку Как раз аналогичный пример, в котором вполне можно обойтись без чертежа. Напоминаю, что обратная пропорциональность устроена по принципу «чем больше – тем меньше» – это зависимость… где-то я о ней вроде упоминал…, да, нашёл – в статье о гиперболе. Впрочем, многие помнят этот материал со школы. И тут ещё хочу предупредить о возможной «накладке» с обозначениями: в «реальных» примерах коэффициент пропорциональности очень часто обозначают буквой , что, конечно, не есть хорошо. Примерный образец чистового оформления задания в конце урока. Чуть потруднее: Задача 3 Найти кривую, для которой тангенс угла наклона ее касательной в любой её точке в 2 раза больше тангенса угла наклона прямой, проходящей через ту же точку и начало координат. А вот здесь уже чертёж не помешает – рассматриваем прямоугольный треугольник, на всякий пожарный: тангенс – это отношение противолежащего катета к прилежащему катету. Впрочем, «картинку» этой задачи опять же несложно «обработать в уме». Но в образце решения я не поленился и выполнил схематический чертёж. И таки догадайтесь, как правильно записать ответ – проанализируйте полученное решение на соответствие условию задачи ;) Как видите, задачки вроде бы элементарные, а «подводных камней» в них хватает. И перед тем как перейти от «чистой математики» к приложениям (по физике, химии и т. д.) я рассмотрю пару «настоящих» примеров. Во многих случаях вам придётся столкнуться с задачей из сборника А.П. Рябушко (Часть 2, ИДЗ 11.4, Задача № 4) или из сборника Кузнецова. Или же с какой-то похожей задачей. Первый источник отличается меньшей сложностью, и что особо приятно, каждая из 30 задач снабжена правильным ответом. Однако здесь нужно помнить, что решение диффура обычно можно записать несколькими способами, и формально результаты могут не совпасть. Примеры из задачника Л.А. Кузнецова (Раздел V Дифференциальные уравнения, Задача 9) более трудны, но зато по Интернету давным-давно «гуляют» готовые решения всех вариантов. Может быть, найдёте и свою задачу! Однако не спешите радоваться «халяве» и бездумно переписывать материалы – неточностей там хватает. Гораздо выгоднее ОДИН РАЗ РАЗОБРАТЬСЯ в технике решения таких задач! Я подробно остановлюсь на заданиях из вариантов 11-20 сборника Кузнецова, которые, как показывает практика, вызывают наибольшие затруднения у студентов, и разберу пример 12-го варианта, который, кстати, в указанном выше источнике вообще решён неправильно: Задача 4 Найти линию, проходящую через точку , если отрезок любой ее касательной между точкой касания и осью делится в точке пересечения с осью абсцисс в отношении (считая от оси ). Прежде всего, снова обратим внимание на то, что по условию требуется найти линию, следовательно, участь наша – дифференциальное уравнение. И, кроме того, речь идёт о касательной, которая, как вы уже вспомнили, определяется через производную. Решение: должен предупредить, что здесь опять возникают «накладки» с обозначениями, и я буду придерживаться собственной версии оформления, которая показалась мне наиболее удобной. Сначала рассмотрим некоторую конкретную точку , принадлежащую искомой линии, и соответствующую касательную. Выполним схематический чертёж. Из условия задачи следует, что точка пересечения касательной с осью лежит строго между точек и . Это принципиальный момент! – так бывает далеко не всегда. И, конечно, нужно постараться, чтобы отрезок был примерно в 2 раза длиннее отрезка : Первое, что приходит в голову – это найти длины отрезков и составить уравнение по формуле . Так решать можно…, но лучше не нужно. Вспоминаем школу: треугольники и подобны по двум углам (обозначены красными и зелёными дугами), а значит, соответствующие стороны этих треугольников пропорциональны: В чём фишка? Фишка состоит в том, что длины отрезков найти значительно проще! Тем более, точки уже известны, и по существу, осталось найти «иксовую» координату точки . Находим: Уравнение касательной к графику функции в точке имеет вид , и чтобы найти, где она пересекает ось абсцисс, нужно решить простейшую систему линейных уравнений: Таким образом: Для удобства запишу рабочие точки по порядку: Теперь вернёмся к следующему моменту: изначально мы рассматривали некоторую конкретную точку , и сейчас настал черёд перейти к произвольной точке разыскиваемой линии. Проведём замены : ! Примечание: этим приёмом я избежал технической «накладки» с буквами: сначала переменные обозначали, то, что они обычно обозначает, а после замен стали символизировать координаты произвольной точки , принадлежащей искомой кривой. Длины отрезков можно найти по стандартной формуле длины отрезка, но опять – зачем нам нагромождения корней? Длина отрезка , очевидно, равна модулю его «иксовой» координаты (по той причине, что она может быть и отрицательна – отобразите чертёж симметрично относительно оси ): Длину второго отрезка найдём как разность «иксовых» координат точек и , которую из тех же соображений заключим под знак модуля: В соответствии с обоснованной выше пропорцией , составим дифференциальное уравнение. Удобнее сразу записать так: Сначала раскроем левый модуль: При избавлении от правого модуля дробь может получиться как положительной, так и отрицательной, и поэтому всё так и останется: В результате у нас получилось два дифференциальных уравнения: Условию задачи удовлетворяет первое уравнение. Почему? Давайте посмотрим на чертёж: на нём координаты точек положительны, и для этого частного расположения точек мы получаем непосредственно уравнение (проведите рассуждения без модулей). Теперь мысленно отобразите чертёж симметрично относительно оси . Координаты точек станут отрицательными, и в результате «зеркальных» выкладок мы придём к уравнению , т. е. к тому же самому уравнению, которое и соответствует геометрической ситуации нашей задачи (в нижней полуплоскости получаются 2 аналогичных случая). Вообще, при оформлении практической задачи обо всех этих тонкостях лучше аккуратно умолчать =) и сразу приступить к решению нужного уравнения: Общее решение: По условию, линия должна проходить через точку . Решим задачу Коши: Ответ: – искомая линия. Как я отмечал выше, задачу можно разрулить и через «очевидное» отношение , но вычисления получатся просто хардкорными, а результат тот же самый – короткое равенство с двумя модулями. Желающие могут выполнить чертёж в масштабе 1ед. = 2 тетрадные клетки – изобразить кубическую параболу, удобную касательную и всё измерить линеечкой =) Улыбка улыбкой, но это, кстати, может пригодиться, если вы запутаетесь в модулях и будете сомневаться, какой диффур выбрать. Так или иначе, чертёж довольно прост: Примечание: здесь не возникает противоречия с условием задачи, в котором предполагается, что касательная пересекает координатные оси в разных точках. А теперь разберём побочный диффур, который нарисовался в ходе решения: Таким образом, получаем гиперболу . Следует заметить, что здесь тоже выполнено соотношение , нарисую «на скорую руку» одну ветку: Для этого случая условие можно сформулировать несколько по-другому: Найти линию, проходящую через точку , если отрезок любой ее касательной, заключенный между осями координат, делится в точке касания в отношении . И такому расположению касательной посвящены задачи 16-20 сборника Кузнецова. Энтузиасты могут прорешать эту, более простую задачу по трафарету. И, конечно, в ней тоже не надо находить длины отрезков и – намного выгоднее снова рассмотреть подобные треугольники (которые расположены один над другим и так оказалось, что вообще равны). Интересно, что в ходе решения опять появятся два диффура, из которых потребуется выбрать «правильный». Задача 5 Найти линию, проходящую через точку и обладающую тем свойством, что в любой её точке нормальный вектор с концом на оси имеет длину, равную , и отрезок образует острый угол с положительным направлением оси . Систематизируем схему решения: 1) Во избежание неразберихи с «иксом» и «игреком» рассматриваем некоторую конкретную точку , принадлежащую искомой прямой. Вообще говоря, можно сразу работать с произвольной точкой , но тогда «глобальные» переменные придётся обозначить как-нибудь по-другому, например, через . 2) Составляем уравнение нормали, проходящей через точку . 3) Находим координаты точки пересечения нормали с осью ординат. 4) Находим длину вектора . А вот здесь уже без корня обойтись трудно. 5) Теперь переходим к рассмотрению произвольной точки , т. е. выполняем замены . Этот шаг можно выполнить и чуть раньше (до нахождения длины вектора). 6) Составляем и решаем дифференциальное уравнение. В ходе решения используем информацию о том, что отрезок образует острый угол с положительным направлением оси . Однако здесь существует и более короткое решение, которым поделилась одна из читательниц сайта. В своё время (когда создавалась статья) из моего поле зрения выпала эта элементарная возможность, и поэтому в конце урока я, конечно же, добавил 2-й способ. Постарайтесь его увидеть! И спасибо за ваши письма – они действительно помогают улучшить учебные материалы. Я не сторонник различного рода справочников, но для решения практических задач могут пригодиться следующие готовые формулы: Но всё же старайтесь их выводить по ходу решения той или иной задачи. Поскольку сайт посвящен математике, то бОльшую часть урока заняла математика =), но, разумеется, я не могу обойти стороной многочисленные прикладные задачи, которые рассматриваются даже в школе. Их часто (и может быть даже корректнее) называют задачами, которые ПРИВОДЯТ к понятию дифференциального уравнения. Отличительной особенностью этих задач (как правило) является тот факт, что условие опирается на сам СМЫСЛ производной, то есть речь в нём идёт о скорости изменения некоторого показателя. Физика, химия,… да чего тут занудничать – биология: Задача 6 Требуется составить дифференциальное уравнение динамики развития некоторого биологического вида и найти решение этого уравнения. Состояние популяции можно охарактеризовать массой этой популяции (весом всего стада), причем масса является функцией времени . Считая, что скорость роста биомассы пропорциональна биомассе популяции с коэффициентом пропорциональности , найти массу стада в момент времени , если известно её значение при . …Надо сказать, автор задачи не стал мучить студентов-зоотехников и расписал всё подробнейшим образом. Давайте, тем не менее, остановимся на характерных признаках, позволяющих определить, что тут замешано дифференциальное уравнение: – во-первых, нам явно придётся отыскать функцию массы стада, зависящую от времени; – и, во-вторых, в условии прямо сказано о скорости роста этой самой массы. А за скорость роста у нас отвечает производная функция, в данном случае функция На самом деле решение очень простое и напоминает оно 1-ю задачу урока. По условию, скорость изменения массы стада пропорциональна этой массе: В большинстве практических задач коэффициент пропорциональности равен константе, но вот здесь он представляет собой функцию: . Впрочем, это не имеет особого значения: Разделяем и властвуем: Общее решение: По условию, в момент времени биомасса составляет . Решим задачу Коши: Таким образом, закон изменения массы популяции: Шустрая, однако, популяция – прямо какое-то стадо кроликов… или даже саранчи. …Хотя в задаче ничего не сказано о размерности величин. И поэтому, кстати, здесь будет корректно говорить о единицах времени и единицах массы. Найдём то, что требовалось найти: Ответ: …Наверное, вы ждёте - не дождетесь задач по физике…. Спешу обнадёжить вас принципом «антиРабиновича»: Дождётесь! =) Но перед этим примем Задача 7 Таблетка массой 0,5 г брошена в стакан воды. Скорость растворения таблетки пропорциональна массе таблетки. Через какое время растворится 99% вещества, если известно, что через 10 минут растворилось 80%? Это очень простая… и не простая задача ;) Постарайтесь самым тщательным образом разобраться в решении, задач в подобном техническом исполнении намного больше стакана – их пруд пруди. И кто позабыл – свойства степеней и логарифмов в помощь. К сожалению, нельзя объять необъятное, и около 10 готовых задач по физике я загрузил в библиотеку, в основном, там задачи по механике. Физика не является моим профильным предметом, но вроде получилось неплохо…. Что касается дифуров 2-го и более высоких порядков, то на практике они встречаются намного реже. Здесь можно отметить задачи на 2-й закон Ньютона (простейшее ДУ, допускающее понижение порядка – см. по ссылке выше), а также задачу о свободных и вынужденных колебаниях (линейные ОДУ и НДУ 2-го порядка). Теоретический материал по последней задаче можно посмотреть здесь. Спасибо за внимание – надеюсь, урок был полезен, и теперь вы сможете справиться с любой тематической задачей! Решения и ответы: Задача 2. Решение: рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой. По условию, угловой коэффициент касательной к кривой в данной точке: Задача 3. Решение: рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой, и соответствующую касательную: Задача 5. Решение: рассмотрим некоторую точку , принадлежащую искомой линии. Выполним схематический чертёж: Второй способ решения: пусть точка , принадлежит искомой кривой: Задача 7. Решение: рассмотрим функцию изменения массы таблетки. В соответствии с условием: И в этой задаче один из читателей предположил, что полученное ДУ не учитывает полную растворимость таблетки. На самом деле учитывает. Случаю полной растворимости соответствует масса одной молекулы (если это однородное вещество), но такая точность нужна разве что в квантовой лаборатории :) В большинстве прикладных задач за полную растворимость достаточно принять, например, 99,9% растворённого вещества. Спасибо за вашу любознательность и за ваши письма! Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам, cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5 |
© Copyright Александр Емелин, mathprofi.ru, 2010-2024, сделано в Блокноте |