![]() ![]() ![]()
| |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
![]()
Линейные преобразования для «чайников»На двух ближайших уроках я вкратце расскажу вам ещё об одном разделе высшей алгебры, который касается линейных преобразований… и тут сразу, заметьте, напрашивается добавить «преобразований чего-то». Тема обширная, тема интересная, и моя скромная задача состоит в том, чтобы в доступной форме донести до читателя её основы. В этой связи статья будет посвящена не только абстрактным алгебраическим вопросам, но и наполнена богатым геометрическим содержанием. Кроме того, сегодня мы обобщим такое важное понятие как вектор, имеющий к сему содержанию лишь частное отношение. Есть ли среди вас начинающие изучать высшую математику? …хотя, чего тут спрашивать, конечно же, есть… – не смогли ведь пройти мимо заголовка! …Ну вот вы мне и попались, голубчики =) Для эффективного изучения материала нужно знать основы алгебры, аналитической геометрии, а также уметь выполнять действия с матрицами. На самом деле всё довольно просто, но если у вас возникнут вопросы (или уже встретился какой-то непонятный термин), то, пожалуйста, воспользуйтесь ссылками. Обобщение понятия вектора. Векторное пространствоОжидание казни хуже самой казни и поэтому лучше сразу почувствовать леденящий холодок настоящей алгебры =) Начнём с обещанного разбора полётов, а именно с понятия вектора. Давайте вспомним, что мы о нём знаем. Палочка со стрелочкой, знакомая ещё из школы. В высшей математике эта палочка «поднялась» до свободного вектора плоскости и пространства. Хорошо…. Далее слово «вектор» встретилось нам в ходе изучения матриц. Так, например, матрицу «один на два» Но и это частность! На самом деле в определённом контексте векторами являются матрицы, многочлены, функции и т.д. …и даже наши «обычные» действительные числа! А почему нет? Пожалуйста: множество векторов Так что же такое вектор? Что объединяет все эти случаи? Предположим, что для всех элементов некоторого множества определены операции их сложения Обратите внимание на обозначения: абстрактный вектор чаще всего записывают жирной буквой – чтобы не возникало путаницы с различными «конкретными» векторами. Для векторного пространства стандартно используется буква Итак, какие бы «частные семейства» векторов мы ни взяли (геометрические, матричные, строковые и т.д.) – для каждой из этих алгебраических структур справедливо следующее: – все элементы рассматриваемого множества можно складывать и умножать на скаляр (далее работаем с действительными числами), причём результаты этих операций тоже принадлежат данному множеству. – для операций сложения и умножения выполнены аксиомы векторного пространства. И здесь следует отметить, что термины «сложение» и «умножение» тоже носят общий символический смысл – в зависимости от природы того или иного векторного пространства эти операции определяются по-разному. В курсе линейной алгебры проводится скрупулезная проверка различных множеств на предмет того, образуют ли они линейное пространство. И если удастся определить сложение и умножение на скаляр медведей на велосипеде и доказать для данных операций выполнение указанных 8 аксиом, то векторами будут и эти объекты =) А теперь к основной теме урока: Что такое линейное преобразование?Если в линейном пространстве Данная функция называется линейным преобразованием, если для неё выполнены пресловутые свойства линейности, с которыми вы ещё не раз столкнётесь в ходе изучения высшей математики:
Линейное преобразование также называют линейным оператором. Следующий пример оброс не только бородой, но и волосами на спине: рассмотрим линейное пространство векторов-строк вида Никакой геометрии!!! – то, что я сформулировал в статье о ранге матрицы, называется Докажем, что функция векторного аргумента
Читателям, которым предстоит изучать теорию высшей алгебры, следует привыкнуть к таким доказательствам. Беспощадно формально, но, как сказали бы древние римляне, Dura algebra sed algebra =) Таким образом, Разумеется, далеко не всякий оператор является линейным, и в других источниках информации можно найти массу примеров, как на удачную, так и неудачную проверку различных преобразований Ну а сейчас мы спускаемся на землю грешную и переходим к геометрическому смыслу линейных преобразований. Пусть Если задан какой-либо базис, то линейное преобразование удобнее представить в матричном виде. Как записать оператор в виде матрицы? На этот счёт существует общее правило: чтобы записать матрицу линейного преобразования в Наш случай элементарен: сначала применим линейное преобразование
Протестируем построенную матрицу с помощью вектора Поскольку любая точка плоскости Наверное, все уже поняли, что делает этот оператор. Мысленно представьте произвольный треугольник на плоскости. После применения рассматриваемого линейного преобразования данный треугольник увеличится в два раза. Такие треугольники (имеющие равные соответствующие углы), как многие помнят из школы, называются подобными. Да и сам оператор носит такое же название: Линейное преобразование – если При Следует отметить, что на прикладном и «любительском» уровне линейные преобразования чаще всего как раз и ассоциируются именно с геометрическими преобразованиями. Рассмотрим ещё несколько популярных примеров по теме, и, чтобы разнообразить серые геометрические будни, мысленно нарисуем на координатной плоскости кошачью морду. Можно и не мысленно =) …Представили? Нарисовали? Отлично! Преобразование …хотя у многих, наверное, не кот… да и не факт, что с улыбкой… – как говорится, у каждого в голове своя морда =) И в самом деле, преобразуем точку Преобразование Преобразование Дополнительные знаки «минус» приведут к зеркальному отображению объектов (относительно оси ординат либо начала координат).
И, наконец, венчает все эти метаморфозы ещё один лохматый пример: А тут уж дело случая – может получиться, как комната смеха, так и комната страха – зависит от того или иного преобразования. Из вышесказанного нетрудно понять, что в базисе По аналогичной схеме можно рассмотреть векторы Разминаемся: Пример 1 В некотором аффинном базисе задано линейное преобразование Решение: потихоньку нагружаю вас терминологией: образ – это то, что должно получиться в результате преобразования. В данном случае, очевидно, должна получиться некоторая точка ! Надеюсь, все понимают, что штрихи в данном контексте не имеют никакого отношения к производным. Образы векторов и точек мы уже неоднократно находили выше: Таким образом, линейное преобразование перевело точку Теперь найдём матрицу обратного преобразования, которое превращает образы векторов и точек обратно в их прообразы. Для этого запишем простейшее матричное уравнение «Развернём» уравнение в привычном порядке: Обратную матрицу можно найти через алгебраические дополнения либо методом Гаусса-Жордана, но здесь я рекомендую первый способ, поскольку он позволит быстро выяснить, а существует ли матрица Заряжаем стандартный алгоритм. Сначала вычислим определитель: Здесь и далее я не буду подробно расписывать процесс нахождения обратной матрицы. Итак, в результате стандартных действий находим
Ответ: Следует отметить, что обратное преобразование осуществимо далеко не всегда. Так бывает, например, при проектировании векторов на координатные оси или при тривиальном нулевом преобразовании. В таких случаях определитель матрицы прямого оператора равен нулю Творческая задача для самостоятельного решения: Пример 2 В результате применения оператора Краткое решение и ответ в конце урока. Обратите внимание, что формулировка данной задачи вовсе не утверждает, что речь идёт именно о геометрических векторах. Как оно, собственно, и бывает в большинстве типовых заданий, которые для полного комфорта оформляются малопонятной клинописью: Пример 3 Даны два линейных преобразования: Спокойно, спокойно, сейчас во всём разберёмся… Средствами матричного исчисления найти преобразование, выражающее Решение: и как раз первое, что здесь можно сказать – это отсутствие информации о характере векторов Тем не менее, для пущего понимания предположим, что все дела происходят в обычной декартовой системе координат Запишем матрицу левого преобразования: Данный оператор определённым образом преобразует все векторы (а значит и точки) пространства. Геометрически это означает, что кот Леопольд, оказывается, например, сплющенным (не знаю, не проверял). Теперь ВНИМАТЕЛЬНО записываем матрицу второго преобразования: Аналогично – запишем преобразование в матричном виде: По условию, нужно найти результирующее (композиционное) преобразование, которое нам сразу даст «сплющенного и растянутого Леопольда». Подставим Всё оказалось до безобразия просто – главное, матрицы перемножить в правильном порядке. Вычислим матрицу композиционного преобразования: В результате: Осуществим матричное умножение в правой части: Две матрицы равны, если равны их соответствующие элементы. Таким образом, итоговое преобразование, выражающее координаты векторов-образов Выполним проверку. Для этого подставим уравнения
Что и требовалось проверить. Этот способ, кстати, можно было бы рискнуть взять и за основной, если бы итоговое преобразование не требовалось найти средствами матричного исчисления Ответ: Как пользоваться этой системой? Очень просто – берём например, вектор Более академичный способ – использование матричного уравнения Энтузиасты могут смоделировать деформацию кота Леопольда с помощью специализированного программного обеспечения и отправить мне картинку, которую я обязательно опубликую. Мне и самому интересно, что же там с ним на самом деле произошло =) И такой энтузиаст нашёлся! – Леопольд,… выходи в 3d 8^)! Он и в самом деле оказался довольно сильно «сплюснутым и растянутым». Модель реализована в среде Wolfram Mathematica, вот картинка с другого ракурса, и это, к слову, уже дополнительное линейное преобразование. Выражаю особую благодарность всем, кто присылает свои решения, на сайте есть немало творческих задач и предложений, порой, даже жестоких :) В том случае, если нужно «вернуть кота к первоначальному виду», следует найти обратную матрицу результирующего преобразования «Плоский» случай для самостоятельного решения: Пример 4 Даны два линейных преобразования в некотором базисе: Найти образ вектора 1) путём последовательного применения преобразований Был велик соблазн вас запутать, но всё же я воздержался. Однако на практике нужно иметь в виду следующее: – системы запросто могут быть переставлены местами; – условие задачи может требовать выразить В этой связи очень важно РАЗОБРАТЬСЯ в сути задания, и если что-то осталось недопонятым, обязательно перечитайте объяснения ещё раз – не лишним будет даже порисовать. А сейчас переходим к вопросу, который назревал в течение всего урока: Матрица линейного преобразования в различных базисахВ начале статьи мы выяснили происхождение матрицы линейного преобразования на примере оператора Но ведь на «школьном» базисе свет клином не сошёлся! Ничто нам не мешает перейти к произвольному базису одно и то же линейное преобразование в разных базисах в общем случае имеет РАЗНЫЕ матрицы. И следующие две задачи как раз посвящены этому вопросу: Пример 5 В базисе Решение: в условии задачи опять ничего не сказано о характере векторов, но для наглядности предположим, что данные базисы являются аффинными базисами плоскости. Как заметили внимательные читатели, предложенное линейное преобразование вытягивает все ненулевые объекты плоскости в направлении координатного вектора
Составляется она просто: берём вектор
Внимание! Базисные векторы, в данном случае векторы Остальное дело техники. Находим обратную матрицу: Произведение: И, наконец, матрицу рассматриваемого линейного преобразования в новом базисе: Пользуясь ассоциативностью матричного умножения, можно было сначала найти Ответ: Ещё раз повторим смысл задания: само линейное преобразование не поменялось – оно по-прежнему растягивает ненулевые объекты плоскости вдоль «старого» вектора Очевидно, что найденная матрица Иногда матрицы Какой базис удобнее? Ну конечно, исходный Трехмерный случай для самостоятельного решения: Пример 6 Найти матрицу линейного преобразования в базисе Пожалуйста, не путайте это задание с Примером № 3 – по первой оглядке здесь тоже какие-то похожие равенства, тоже штрихи, но смысл совершено другой. Если там шла речь о двух линейных преобразованиях и взаимосвязи координат векторов, то здесь – об одном и том же преобразовании и взаимосвязи векторов двух базисов. Краткое решение и ответ совсем рядом. И в завершении урока вернёмся к двумерному случаю и матрицам «два на два». Казалось бы, с геометрической точки зрения эти матрицы задают линейные преобразования плоскости и разговор закончен. Но на самом деле это не так – у матриц есть и другой геометрический смысл, с которым можно ознакомиться на уроке Переход к новому базису. Сначала я хотел включить пару соответствующих примеров в эту статью, но чуть позже решил, что материал будет уместнее опубликовать в разделе аналитической геометрии. Ну и конечно, не забываем, что рассматриваемый материал касается не только геометрических векторов плоскости и пространства, но и вообще любых векторов. Спасибо за внимание, жду вас на следующем, не менее увлекательном уроке о собственных числах и собственных векторах линейного преобразования. Решения и ответы: Пример 2 Решение: найдём матрицу обратного преобразования: Пример 4. Решение: запишем матрицы преобразований: Пример 6. Решение: используем формулу Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? ![]() |
|