![]() ![]() ![]()
| |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
![]()
17. Комбинационная группировкаНа предыдущем уроке мы освоили аналитическую группировку (обязательно к изучению!), и сейчас на очереди ещё один распространённый способ группировки данных. Комбинационная группировка – это группировка статистической совокупности совместно по двум или бОльшему количеству признаков. Она позволяет выявить устройство совокупности и установить взаимосвязи между её признаками. Рассмотрим выборку, состоящую из В результате исследования выяснилось, что среди тощих котов 14 злых и 6 добрых, среди обычных – 24 злых и 26 добрых и среди толстых – 7 злых и 23 добрых. Очевидно, что между рассмотренными признаками есть взаимосвязь. Чем больше масса кота, тем более вероятно, что он окажется добрым. Ибо с лишним весом, полным желудком и Результаты комбинационной группировки обычно сводят в комбинационную таблицу: Внимательно изучаем таблицу и обозначения! Это очень, ОЧЕНЬ важно для практики: 1) Признак-фактор 2) В основной части таблицы (серый цвет) располагаются собственно результаты группировки – совместные групповые частоты
Итого 6 групп. ! Справка: первый подстрочный индекс означает номер строки (рассматриваем серую область), а второй – номер столбца. Так, значение Сумма всех групповых частот равна объёму статистической совокупности: ! Справка: значок двойного суммирования работает следующим образом: сначала переменная «и» принимает значение Часто для краткости пишут Заканчиваем разбор таблицы: 3) В правом столбце (зелёный цвет) располагаются суммы частот по строкам (по группам признака-фактора). В нашей совокупности имеется В нижней строке (жёлтый цвет) подсчитываем суммы по столбцам (по категориям признака-результата): Общая котосумма (объём совокупности) расположена в правом нижнем углу: ! Если вы что-то не очень поняли, ещё раз ВДУМЧИВО перечитайте объяснения! Может ли в комбинационной группировке быть бОльшее количество факторов? Легко. Так, в нашем примере можно добавить фактор тощие, злые и бездомные коты; И, завершая занимательное котоведение, призываю вас не кастрировать своих (и чужих) котов. И мир станет гармоничнее! …Простите за лирическое отступление, Майкл Джексон любил детей, а я люблю котов :) Да и студентов тоже не тяну за хвосты :) Поэтому переходим к стандартным студенческим задачам, в которых предлагается простейшая двумерная комбинационная группировка: Пример 63 Имеются выборочные данные о выпуске продукции (млн. руб.) и сумме прибыли (млн. руб.) по 30 предприятиям: Определить признак-фактор и признак-результат и высказать предположение о наличии и направлении корреляционной зависимости между признаками. Выполнить комбинационную группировку, разбив значения признака-фактора на 5 равных интервалов, а значения признака-результата – на 3 равных интервала. Сделать выводы. Решение: числовые данные я взял из Примера 61, и если вы с ним не знакомы, то срочно навёрстываем упущенное! В той задаче мы выяснили, что признаком-фактором (причиной) является Выполним комбинационную группировку, разбив значения признака-фактора на 5 равных интервалов, а значения признака-результата – на 3. Начало решения совпадает с началом Примера 61. Упорядочим предприятия по возрастанию признака-фактора: О том, как это быстро сделать в Экселе, есть видео! Далее мы нашли размах вариации Теперь в каждой группе нужно выделить подгруппы, условно говоря, предприятия с небольшой, средней и высокой прибылью (3 интервала по условию). Для этого берём исходные значения признака-результата (прибыли) и сортируем их по возрастанию. Для компактности расположу упорядоченные значения в три колонки: Вычислим размах вариации: Теперь в групповой таблице красными галочками помечаем предприятия 1-го интервала, зелёными – предприятия 2-го интервала и синими – 3-го интервала: По каждой из 5 групп подсчитываем количество предприятий с небольшой (красной), средней (зелёной) и высокой (синей) прибылью. Результаты сведём в комбинационную таблицу, при этом значения признака-фактора удобно расположить по горизонтали в «шапке» таблицы, а значения признака-результата – слева по вертикали: Да, всем ли понятны значения (частоты) в серой области? Частота Для самоконтроля подсчитываем суммы по серым столбцам: И самое интересное – суммы по серым строкам: Всего: Сделаем выводы. На основании чего? Смотрим, как располагаются частоты (числа в серой области). Если частоты имеют тенденцию располагаться по диагонали от левого верхнего до правого нижнего угла, то между признаками существует прямая корреляционная зависимость («чем больше, тем больше»). Это наш случай – по таблице хорошо видно, что с увеличением выпуска продукции растут и прибыли предприятий. Если частоты имеют тенденцию располагаться по диагонали от левого нижнего до правого верхнего угла, то между признаками существует обратная корреляционная зависимость («чем больше, тем меньше»). И, наконец, если частоты расположены хаотично, без явной закономерности, то корреляционная зависимость отсутствует либо является слабой. Задание выполнено. И здесь опять возникает вопрос: насколько СИЛЬНО влияет признак-фактор на признак-результат? Ответ на этот вопрос дают эмпирические показатели, о которых мы поговорим на следующем уроке, ну а пока аналогичное задание для самостоятельного решения: Пример 64 Известны выборочные данные по 50 предприятиям одной отрасли – дебиторская задолженность (млн. руб.) и соответствующие дивиденды, начисленные по результатам деятельности (млн. руб.). Справка: дебиторская задолженность – это то, что предприятию должны юридические и физические лица. Определить признак-фактор и признак-результат и высказать предположение о наличии и направлении корреляционной зависимости. Проверить выдвинутое предположение, выполнив комбинационную группировку, при этом значения признака-фактора следует разделить на 6 равных интервалов, а значения признака результата – на 5 групп с одинаковым количеством предприятий в каждой. Сделать выводы. …Как проверить предположение? Пока что визуально. Строим комбинационную таблицу и смотрим, по диагонали ли располагаются частоты, и если да, то по какой. Все расклады приведены в конце предыдущего примера. Решения и ответы: Пример 64. Решение: чем выше дебиторская задолженность предприятия, тем меньше у него свободных средств, которые могут быть направлены на выплату дивидендов, и, соответственно, тем меньше они могут быть. Таким образом, Проверим выдвинутое предположение, построив комбинационную группировку. Упорядочим предприятия по возрастанию признака-фактора (дебиторской задолженности): Вычислим размах вариации: Контроль: Проведём независимую сортировку дивидендов по возрастанию: По условию, значения признака-результата следуют разбить на 5 групп с равным количеством предприятий в каждой, что и сделано в вышеприведённой таблице – в каждой группе у нас по – красным цветом – предприятия с дивидендами 19,57 - 19,88 млн. руб.; По каждой из 6 групп подсчитываем количество красных, синих, зелёных, фиолетовых и оранжевых предприятий, результаты заносим в комбинационную таблицу: И обязательно проверка: по каждому серому столбцу подсчитываем суммы и убеждаемся, что получаются корректные значения Частоты имеют тенденцию располагаться по диагонали от левого нижнего к правому верхнему углу, что говорит о наличии обратной корреляционной зависимости Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? ![]() |
|