![]() ![]() ![]()
| |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
![]()
Как найти наибольшее и наименьшее значения функции
Близится к завершению изучение функций нескольких переменных, и сегодня мы рассмотрим ещё одну распространённую задачу, развёрнутую формулировку которой вы видите в заголовке статьи. Как многие догадываются, это пространственный аналог задачи нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке, и для её решения потребуется минимальное знание темы. Заканчивается очередной учебный год, всем хочется на каникулы, и чтобы приблизить этот момент я сразу же перехожу к делу: Начнём с области. Область, о которой идёт речь в условии, представляет собой ограниченное замкнутое множество точек плоскости Плоская область стандартно обозначается буквой Неотъемлемой частью рассматриваемого задания является построение области А теперь суть задачи. Представьте, что из начала координат прямо на вас выходит ось Пример 1 Найти наибольшее и наименьшее значения функции Решение: прежде всего, нужно изобразить область Исходя из преамбулы, решение удобно разбить на два пункта: I) Найдём стационарные точки. Это стандартное действие, которые мы неоднократно выполняли на уроке об экстремумах нескольких переменных: Найденная стационарная точка принадлежит области:
Обратите внимание на наше второе счастье – нет никакого смысла проверять достаточное условие экстремума. Почему? Даже если в точке Что делать, если стационарная точка НЕ принадлежит области? Почти ничего! Нужно отметить, что II) Исследуем границу области. Поскольку граница состоит из сторон треугольника, то исследование удобно разбить на 3 подпункта. Но лучше это сделать не абы как. С моей точки зрения, сначала выгоднее рассмотреть отрезки, параллельные координатным осям, и в первую очередь – лежащие на самих осях. Чтобы уловить всю последовательность и логику действий постарайтесь изучить концовку «на одном дыхании»: 1) Разберёмся с нижней стороной треугольника. Для этого подставим Как вариант, можно оформить и так: Геометрически это означает, что координатная плоскость Другие «кандидаты» – это, конечно же, концы отрезка. Вычислим значения функции Тут, кстати, можно выполнить устную мини-проверку по «урезанной» версии 2) Для исследования правой стороны треугольника подставляем Здесь сразу же выполним черновую проверку, «прозванивая» уже обработанный конец отрезка: Геометрическая ситуация родственна предыдущему пункту: Исследуем второй конец отрезка Используя функцию 3) Наверное, все догадываются, как исследовать оставшуюся сторону Концы отрезка Осталось выяснить, если ли что-то интересное внутри отрезка Отмечаем на чертеже точку Проконтролируем вычисления по «бюджетной» версии И заключительный шаг: ВНИМАТЕЛЬНО просматриваем все «жирные» числа, начинающим рекомендую даже составить единый список: На всякий случай ещё раз закомментирую геометрический смысл результата: В разобранной задаче у нас выявилось 7 «подозрительных» точек, но от задачи к задаче их количество варьируется. Для треугольной области минимальный «исследовательский набор» состоит из трёх точек. Такое бывает, когда функция Если вы немного порешаете такие задания, то от треугольников голова может пойти кругом, и поэтому я приготовил для вас необычные примеры Пример 2 Найти наибольшее и наименьшее значения функции Пример 3 Найти наибольшее и наименьшее значения функции Особое внимание обратите на рациональный порядок и технику исследования границы области, а также на цепочку промежуточных проверок, которая практически стопроцентно позволит избежать вычислительных ошибок. Вообще говоря, решать можно как угодно, но в некоторых задачах, например, в том же Примере 2, есть все шансы значительно усложнить себе жизнь. Примерный образец чистового оформления заданий в конце урока. Систематизируем алгоритм решения, а то с моей прилежностью паука он как-то затерялся в длинной нити комментариев 1-го примера: – На первом шаге строим область – Найдём стационарные точки и вычислим значения функции – Исследуем границу области. Сначала выгодно разобраться с прямыми, которые параллельны координатным осям (если таковые есть вообще). Значения функции, вычисленные в «подозрительных» точках, также выделяем. О технике решения очень много сказано выше и ещё кое-что будет сказано ниже – читайте, перечитывайте, вникайте! – Из выделенных чисел выбираем наибольшее и наименьшее значения и даём ответ. Иногда бывает, что такие значения функция достигает сразу в нескольких точках – в этом случае все эти точки следует отразить в ответе. Пусть, например, Заключительные примеры посвящены другим полезным идеям, которые пригодятся на практике: Пример 4 Найти наибольшее и наименьшее значения функции Я сохранил авторскую формулировку, в которой область задана в виде двойного неравенства. Это условие можно записать эквивалентной системой Напоминаю, что с нелинейными неравенствами мы сталкивались на самом первом уроке по теме ФНП, и если вам не понятен геометрический смысл записи Решение, как всегда, начинается с построения области, которая представляет собой своеобразную «подошву»: Мда, иногда приходится грызть не только гранит науки…. I) Найдём стационарные точки: Система-мечта Стационарная точка А так, оно, ничего… весело урок пошёл – вот что значит попить правильного чая =) II) Исследуем границу области. Не мудрствуя лукаво, начнём с оси абсцисс: 1) Если Найдём, где вершина параболы: Вычислим значения функции на концах отрезка: 2) С нижней частью «подошвы» разберёмся «за один присест» – безо всяких комплексов подставляем Контроль: Вот это уже вносит некоторое оживление в монотонную езду по накатанной колее. Найдём критические точки: Решаем квадратное уравнение, помните ещё о таком? …Впрочем, помните, конечно, иначе бы не читали эти строки =) Если в двух предыдущих примерах были удобны вычисления в десятичных дробях (что, кстати, редкость), то здесь нас поджидают привычные обыкновенные дроби. Находим «иксовые» корни и по уравнению Проверку по функции Теперь внимательно изучаем завоёванные трофеи и записываем ответ: Вот это «кандидаты», так «кандидаты»! Для самостоятельного решения: Пример 5 Найти наименьшее и наибольшее значения функции Запись с фигурными скобками читается так: «множество точек Иногда в подобных примерах используют метод множителей Лагранжа, но реальная необходимость его применять вряд ли возникнет. Так, например, если дана функция Всем хорошо сдать сессию и до скорых встреч в следующем сезоне! Решения и ответы: Пример 2: Решение: изобразим область I) Вычислим значения функции в стационарных точках, принадлежащих данной области: II) Исследуем границу области 1) Подставим 2) Подставим в функцию 3) Подставим в функцию Ответ: Пример 3: Решение: изобразим область I) Вычислим значения функции в стационарных точках, принадлежащих данной области: II) Исследуем границу области 1) Если 2) Если 3) Если 4) Если Ответ: Пример 5: Решение: изобразим область I) Найдём стационарные точки: II) Исследуем границу области. Подставим в функцию Ответ: Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? ![]() |
|