![]() ![]() ![]()
| |||
Математические формулы,
Высшая математика для чайников, или с чего начать? Аналитическая геометрия:
Векторы для чайников
Элементы высшей алгебры:
Множества и действия над ними
Пределы:
Пределы. Примеры решений
Производные функций:
Как найти производную?
Функции и графики:
Графики и свойства ФНП:
Область определения функции Интегралы:
Неопределенный интеграл.
Дифференциальные уравнения:
Дифференциальные уравнения первого порядка
Числовые ряды:
Ряды для чайников
Функциональные ряды:
Степенные ряды
Кратные интегралы:
Двойные интегралы
Элементы векторного анализа:
Основы теории поля
Комплексный анализ:
ТФКП для начинающих
Теория вероятностей:
Основы теории вероятностей
Математическая статистика:
Математическая статистика
Не нашлось нужной задачи? Не получается пример?
Часто задаваемые вопросы Заметили опечатку / ошибку? |
![]()
Основные поверхности пространства и их построениеДанная статья носит справочный характер и по своей структуре очень напоминает материалы о графиках и свойствах элементарных функций. С тем отличием, что вместо «плоских» графиков мы рассмотрим наиболее распространенные пространственные поверхности, а также научимся грамотно их строить от руки. Я довольно долго подбирал программные средства для построения трёхмерных чертежей и нашёл пару неплохих приложений, но, несмотря на всё удобство использования, эти программы плохо решают важный практический вопрос. Дело в том, что в обозримом историческом будущем студенты по-прежнему будут вооружены линейкой с карандашом, и, даже располагая качественным «машинным» чертежом, многие не смогут корректно перенести его на клетчатую бумагу. Поэтому в методичке особое внимание уделено технике ручного построения, и значительная часть иллюстраций страницы представляет собой handmade-продукт. Чем отличается этот справочный материал от аналогов? Обладая приличным практическим опытом, я очень хорошо знаю, с какими поверхностями чаще всего приходится иметь дело в реальных задачах высшей математики, и надеюсь, что эта статья поможет вам в кратчайшие сроки пополнить свой багаж соответствующими знаниями и прикладными навыками, которых в 90-95% случаев должно хватить. Что нужно уметь на данный момент? Самое элементарное: Во-первых, необходимо уметь правильно строить пространственную декартову систему координат (см. начало статьи Графики и свойства функций). Во-вторых, необходимо уметь откладывать точки в этой системе координат; об этом я достаточно подробно рассказал на уроках Уравнениях прямой в пространстве и Треугольная пирамида. Далее считаем, что все события происходят в прямоугольной системе координат. Что вы приобретёте после прочтения этой статьи?
Информация по силам каждому – для её освоения не нужно каких-то сверхзнаний, особого художественного таланта и пространственного зрения. Начинаем! На практике пространственная поверхность обычно задаётся функцией двух переменных
Давайте с неё и начнём: Распространенные уравнения плоскостейТиповые варианты расположения плоскостей в прямоугольной системе координат детально рассмотрены в самом начале статьи Уравнение плоскости. Тем не менее, ещё раз остановимся на уравнениях, которые имеют огромное значение для практики. Прежде всего, вы должны на полном автомате узнавать уравнения плоскостей, которые параллельны координатным плоскостям Тем, кто ещё не успел, настоятельно рекомендую ознакомиться с указанной выше статьёй и понять неформальный смысл этих уравнений. Повторим заодно и соответствующие неравенства: – (левый чертёж) неравенство – (средний чертёж) неравенство – (правый чертёж) двойное неравенство Для самостоятельной разминки: Пример 1 Изобразить тело, ограниченное плоскостями Из-под грифеля вашего карандаша должен выйти старый знакомый прямоугольный параллелепипед. Не забывайте, что невидимые рёбра и грани нужно прочертить пунктиром. Готовый чертёж в конце урока. Пожалуйста, НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ учебными задачами, даже если они кажутся слишком простыми. А то может статься, раз пропустили, два пропустили, а затем потратили битый час, вымучивая трёхмерный чертёж в каком-нибудь реальном примере. Кроме того, механическая работа поможет гораздо эффективнее усвоить материал и развить интеллект! Не случайно в детском саду и начальной школе детей загружают рисованием, лепкой, конструкторами и другими заданиями на мелкую моторику пальцев. Простите за отступление, не пропадать же двум моим тетрадям по возрастной психологии =) Следующую группу плоскостей условно назовём «прямыми пропорциональностями» – это плоскости, проходящие через координатные оси: 1) уравнение вида 2) уравнение вида 3) уравнение вида Хотя формальный признак очевиден (какая переменная отсутствует в уравнении – через ту ось и проходит плоскость), всегда полезно понимать суть происходящих событий: Пример 2 Построить плоскость Как лучше осуществить построение? Предлагаю следующий алгоритм: Сначала перепишем уравнение в виде Теперь возвращаемся к уравнению плоскости Ещё раз повторим смысл пространственного линейного неравенства на примере Получено верное неравенство, значит, неравенство Пример 3 Построить плоскости Это задания для самостоятельного построения, в случае затруднений используйте аналогичные рассуждения. Краткие указания и чертежи в конце урока. На практике особенно распространены плоскости, параллельные оси Пример 4 Построить плоскость Решение: в уравнении в явном виде не участвует переменная «зет», а значит, плоскость параллельна оси аппликат. Применим ту же технику, что и в предыдущих примерах. Перепишем уравнение плоскости в виде Поскольку «зет» принимает все значения, то построенная прямая непрерывно «размножается» вверх и вниз, образуя тем самым искомую плоскость Уравнение плоскости в отрезкахВажнейшая прикладная разновидность. Если все коэффициенты общего уравнения плоскости Пример 5 Построить плоскость Решение: сначала составим уравнение плоскости в отрезках. Перебросим свободный член направо и разделим обе части на 12: Делаем дроби трёхэтажными: Именно так! – ведь знаменатели могут оказаться и дробными. Но в данном случае всё разделилось нацело: Таким образом, плоскость проходит через точки Задание для тренировки: Пример 6 Построить плоскость Краткое решение и чертёж в конце урока. Переходим к другой обширной группе обитателей 3D-мира: Цилиндрические поверхностиИли, если короче – цилиндры. ! Примечание: в ряде источников информации под цилиндром понимается исключительно геометрическое тело, а не поверхность! Следует отметить, что в математике под этими терминами скрывается не совсем то, что обычно подразумевает обыватель, и класс цилиндрических поверхностей не ограничивается чёрным цилиндром на голове: Пример 7 Построить поверхность, заданную уравнением …что за дела? Не опечатка ли здесь? Вроде как дано каноническое уравнение эллипса… Нет, здесь не опечатка и все дела происходят именно в пространстве! Исследуем предложенную поверхность тем же методом, что недавно использовали для плоскостей. Перепишем уравнение в виде Координаты любой точки, принадлежащей данной поверхности, обязательно удовлетворяют уравнению Пространственное неравенство В практических задачах наиболее популярен частный случай, когда направляющей цилиндра является окружность: Пример 8 Построить поверхность, заданную уравнением Бесконечную «трубу» изобразить невозможно, поэтому художества ограничиваются, как правило, «обрезком». Сначала удобно построить окружность радиуса Координаты любой точки, принадлежащей данному цилиндру, удовлетворяют уравнению Пример 9 Построить поверхность Перепишем уравнение в виде Тут, к слову, получилось 6 образующих – две дополнительные прямые «закрывают» поверхность с левого верхнего и правого нижнего углов. Теперь разбираемся с проекцией цилиндра на плоскость Давайте, кстати, проясним ситуацию и с проекциями на другие координатные плоскости. Пусть лучи солнца светят на цилиндр со стороны острия и вдоль оси А вот проекция на плоскость Пример 10 Построить поверхность Это задача для самостоятельного решения. Если условие не очень понятно, возведите обе части в квадрат и проанализируйте результат; выясните, какую именно часть цилиндра задаёт функция Эллиптические и другие цилиндрические поверхности могут быть смещены относительно координатных осей, например:
Параболические цилиндрыКак следует из названия, направляющей такого цилиндра является парабола. Пример 11 Построить поверхность Не мог удержаться от этого примера =) Решение: идём проторенной тропой. Перепишем уравнение в виде Проекции. 1) Проекцией цилиндра на плоскость 2) Проекция цилиндра на плоскость Пример 12 Построить параболические цилиндры: а) б) В случае затруднений не спешим и рассуждаем по аналогии с предыдущими примерами, благо, технология досконально отработана. Не критично, если поверхности будут получаться немного корявыми – важно правильно отобразить принципиальную картину. Я и сам особо не заморачиваюсь над красотой линий, если получился сносный чертёж «на троечку», обычно не переделываю. В образце решения, кстати, использован ещё один приём, позволяющий улучшить качество чертежа ;-) Гиперболические цилиндрыНаправляющими таких цилиндров являются гиперболы. Этот тип поверхностей, по моим наблюдениям, встречается значительно реже, чем предыдущие виды, поэтому я ограничусь единственным схематическим чертежом гиперболического цилиндра Рассмотренные цилиндры относятся к так называемым поверхностям 2-го порядка, и сейчас мы продолжим знакомиться с другими представителями этой группы: Эллипсоид. Сфера и шарКаноническое уравнение эллипсоида в прямоугольной системе координат имеет вид Если две полуоси совпадают, то данную поверхность/тело называют эллипсоидом вращения. Так, например, эллипсоид Небольшая задачка для самостоятельного решения: Пример 13 Построить эллипсоид Чертёж и краткий комментарий в конце урока. В случае равенства всех полуосей Тело, ограниченное сферой, называется шаром. Неравенство Разделаемся с аппетитным Колобком: Пример 14 Построить поверхность Решение: уравнение Областью определения каждой функции является круг Неравенство 1) Получено неверное неравенство, следовательно, точка «дэ» лежит вне шара. 2) Получено верное неравенство, значит, точка «эф» принадлежит шару, а конкретнее – его границе (сфере). Материал о сферах и шарах достаточно прост, и я предлагаю вам чисто символическое задание для самостоятельного решения: Пример 15 Найти область определения функции двух переменных Кстати, наша планета, кто не знает, чуть-чуть, но таки не шар. Коническая поверхностьКаноническое уравнение Форму многих поверхностей удобно исследовать методом сечений, который я потихоньку начал использовать ещё в предыдущих параграфах. Суть метода состоит в том, что мы «рассекаем пациентов» плоскостями (прежде всего, координатными), и получившиеся сечения позволяют нам хорошо понять, как выглядит та или иная поверхность. Перепишем уравнение в виде Очевидно, что случаю Если же На практике почти всегда приходится иметь дело с конусом вращения, в котором сечения плоскостями Как многие догадались, функция Распространённая вариация по теме: Пример 16 Построить поверхность Решение: уравнение имеет вид Возведём обе части исходного уравнения в квадрат: Далее выберем небольшое положительное значение «зет», например Пояснение на всякий случай: Теперь на высоте Не забываем, что уравнение Пожалуй, простейшая коническая поверхность: Пример 17 Построить коническую поверхность В образце решения изображён фрагмент конуса, расположенный между плоскостями В заключение статьи подробно рассмотрим ещё одну мегапопулярную поверхность: Эллиптический параболоидКаноничный эллиптический параболоид в прямоугольной системе задаётся уравнением А вертикальные сечения плоскостями, параллельными оси Отсюда и эллиптический параболоид. На практике обычно встречается упрощенная версия поверхности с горизонтальными сечениями-окружностями. Перепишем каноническое уравнение в прикладном функциональном виде: Пример 18 Построить поверхность Теперь на высоте С неравенствами ничего нового. Нетрудно догадаться, что неравенство По моим наблюдениям, на практике часто встречается эллиптический параболоид вида Ещё одно типичное расположение эллиптического параболоида: Пример 19 Построить поверхность Решение: если коэффициенты при В целях построения поверхность удобно «отсечь» плоскостью Выполним чертёж: Заключительное задание для самостоятельного решения: Пример 20 Построить эллиптический параболоид Чертёж в конце урока, который приблизился к своему завершению. Среди поверхностей 2-го порядка за кадром остались редко встречающиеся на практике: ( ниже перечислены канонические уравнения, в которых
Более подробную информацию об этих поверхностях можно почерпнуть в учебнике аналитической геометрии либо другом источнике информации, в частности, в Википедии, на которую проставлены ссылки. Если возникнет необходимость выполнить их построение – используйте метод сечений, он действительно прост и эффективен! Я бы с радостью всё рассказал, но, во-первых, это нецелесообразно с практической точки зрения, а во-вторых, размер статьи подходит к той опасной грани, после которой посетители сайта будут считать автора не только фанатом, но и начнут всерьёз опасаться за его здоровье. Впрочем, санитары разрешили мне ещё немного посидеть за компьютером =) А если серьёзно, то этой статьи я опасался чуть ли не с первых дней создания сайта ввиду большого объема работы. Но вот, наконец, клуб любителей функций двух переменных широко распахнул двери, и теперь-то уж мы с вами оттянемся в полный рост =) Обязательно приходите! Решения и чертежи: Пример 1: Решение: выполним чертёж: Пример 3: Решение: а) Сначала удобно построить прямую Пример 6: Решение: запишем уравнение плоскости в отрезках: Пример 10: Решение: функция Пример 12: Чертежи: Пример 13: Решение: данный эллипсоид получен вращением эллипса Пример 15: Решение: областью определения данной функции является круг Пример 17: Решение: сечения конуса плоскостями Пример 20: Решение: вершина параболоида находится в точке Автор: Емелин Александр Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора? ![]() |
|